Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Здоровье. Человек. Природа

Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.

Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

Женский костюм

Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платьяхалаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Читайте так же:
Джинсы американка женские с чем носить Немного об

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки якачалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.

Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах

Таджикская тюбетейка: нужен ли нам общенациональный головной убор?

Фото: StanRadar

Таджикские культуроведы говорят, что у нас никогда не было единой национальной тюбетейки и нет необходимости ее создавать.

Головной убор в современном мире превратился в одно из средств пропаганды и представления нации. Например, народ Кавказа узнают по папахе (на самом деле этот шерстяной головной убор характерен туркоязычному народу), а туркменов — по чемберу.

Люди в Таджикистане тоже надевают тюбетейки (головные уборы). Единого или общенационального ее вида не существует, но тюбетейка считается частью национальной одежды таджиков.

Таджикские тюбетейки имеют свои отличительные черты и орнаменты, которые отображают разные регионы. Однако ни одна из них не является общенациональной.

По форме, использованию цветовой гаммы, узору вышивки таджикской тюбетейки можно определить, из какого региона ее владелец.

Таджички оправдали одежды

Так, на севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге и востоке страны — округлой формы. Четырехугольник означает четыре стихии или четыре времени года, а круг символизирует форму Солнца. Узор тюбетейки — это не только характерный художественный рисунок, но и оберег.

На Памире многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам — "ширози" — от сглаза. Рисунок узора напоминает многие известные арийские символы, к примеру, свастику, означающую четыре стихии.

В прежние времена к подбору цветов для шитья тюбетеек относились очень строго. Классическая памирская тюбетейка была красного цвета. Однако сейчас молодежь выбирает различные цвета.

В Хатлонской области также использует арийскую символику. На тюбетейке, которую носят жители Куляба, вышита лилия, которая символизирует воду, землю, воздух и огонь. Таким образом, лилия символизирует связь человека с природой, тесную взаимосвязь всего живого на земле.

В Южном Таджикистане тюбетейки называются "тоқӣ", они очень яркие и различаются по цвету и орнаменту.

Читайте так же:
Выкройка женской толстовки свитшота оверсайз

Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные. Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных и так далее.

Кепки вместо тюбетейки

По словам Курбона Ахмадзода, в Душанбе, когда он выходит на улицу в тюбетейке, вышитой узорами характерными для Кулябского региона, жители обращаются к нему как к "кулябцу".

Таджикский культуровед Джонибеки Асрориён утверждает, что мы – таджики — не имеем национальной тюбетейки.

— У нас никогда не было особого головного убора, который бы представлял нашу национальность. В большистве случаев обращаем внимание на местность и тюбетейки наши тоже имеют местнический характер, – отмечает он.

По мнению журналиста Хафизуллоха Тохира, то, что мы не имеем национальной тюбетейки, свидетельствует о том, что даже в национальных вопросах мы не едины:

Выживет ли национальная тюбетейка?

— Отрадно, что каждый регион Таджикистана имеет свои свои особенные обряды и традиции, но было бы еще лучше, если бы мы имели свою национальную тюбетейку с отличительным цветом и вышивкой, — считает он.

Однако по словам эксперта по фольклору Дилшода Рахимова, в настоящее время культура надевания тюбетейки среди молодежи почти исчезла. Молодое поколение надевает ее только на мероприятия и праздники. Поэтому возрождение такого обряда таджиков не считает необходимым.

Сезонные коллекции и модные тренды показали на Tajikistan Fashion week

Хуршед Мавлонов, один из активистов социальной сети Фейсбук, говорит, что пропаганда культурных ценностей важна тем государствам, которые недостаточно развиты с экономической точки зрения:

— Для государств с достаточно развитой наукой и технологией, пропаганда культурных составляющих имеет второстепенное значение, – поясняет он. — Потому что наряду с развитой экономикой, эти государства известны также достижениями в области науки и техники. Однако для нас – таджиков пропаганда культуры и его ценностей очень важна, так как это единственный путь представления нашего государства.

Следует отметить, что несмотря на то, что каждый регион Таджикистана имеет свою отличительную от других тюбетейку, в основном ее носит взрослое поколение.

В то же время, до 60-70-х годов прошлого столетия таджикские мужчины строго надевали тюбетейки и считали грехом сидеть у дастархана без головного убора.

УГАИ Согда рекомендует не привитым пассажирам и водителям воздержаться от поездки в Душанбе

У двух прилетевших в Россию из ЮАР пассажиров выявили COVID-19

В работе Telegram произошел глобальный сбой

«Много нехорошего происходит из-за того, что нас учили терпеть»

JICA передало медучреждениям Таджикистана медицинское оборудование на $2,29 млн.

Рустам Эмомали созвал очередную сессию верхней палаты парламента

Главная Новогодняя ёлка в Душанбе будет краше прежних

В Магадане ждут медиков. Для них тут есть целый комплекс мер социальной поддержки

Схема изготовления тюбетейки из бумаги с помощью клея

Кроме оригами, можно сделать и тюбетейку с помощью клея. Для этого следуйте инструкции.

  1. На листе плотной бумаги начертить круг диаметром 18см и прямоугольник шириной и длиной 5*56 см. Можно сделать 2 или 3 полоски и склеить в одну, если нет большого листа. У круга по всей окружности добавить линии сгиба, в виде зубьев, впоследствии будет крепиться к ободку. А также начертить вырез для придания конусной формы.
  2. Вырезать детали. Круг соединить по линии выреза с помощью клея, образуя плоский конус.
  3. Соединяем конус и ободок, для этого загибаем зубья и промазываем клеем. Прикладываем полоску по всей окружности конуса. Склеиваем концы полоски.
  4. Украшаем получившуюся тюбетейку с помощью вырезок из бумаги различных узоров. Не стоит забывать, что каждый нанесенный орнамент несет свою символику.
  5. Из цветной бумаги или простой белой, вырезаем детали для украшения. На ободок используйте волнистые узоры. Верх головного убора украшается в виде скалистых узоров.
  6. С помощью клея, фиксируем орнамент на шапке.
Читайте так же:
Как носить кожаные брюки полным женщинам

В Туркменистане тюбетейка — обязательный головной убор

Интересно, почему все наше население обречено выполнять кучу нелепых предписаний? Например, носить тахья (тюбетейки) в школах и вузах, в 5 утра в выходной день отправляться на тропу здоровья (кому, интересно, эта тропа прибавила здоровья?). Что ни день — выходить на субботники, работать практически по 12 часов в день — безо всякой прибавки к зарплате. Обучающимся покупать на свои деньги букеты цветов и возлагать их к нелепым памятникам, мерзнуть (или париться в жару) на стадионах, изображая ликующих зрителей, вместо того, чтобы готовить свои институтские и школьные задания?

Возвращаясь к тахья (тюбетейке). Без тюбетейки учащихся не пустят в школу или вуз. Вроде бы невинный национальный головной убор превращен в Туркмении в инструмент репрессий – так юношей и девушек заставляют бездумно подчиняться, бояться власти и понимать, что они живут в несвободной стране…

26.04.08
Мухамед Курбанов
Источник — Туркменская искра http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1209369360

Казахская национальная одежда для женщин

О национальных одеяниях казахов можно рассказать очень много. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:

Казахские национальные платья

Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк.

Первоначально все платья имели закрытый крой. XIX же век подарил казашкам отрезной фасон. Юбку и верхнюю часть платья шили отдельно, а затем соединяли.

Когда на улице холодало, дамы щеголяли в шубах. Традиционно их кроили из шкур ягнят и меха лисицы. Носили также шапан — халат с высоким воротом и подкладкой из шерсти.

Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • желтого;
  • зеленого;
  • золотого.

Традиционные головные уборы

Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Ее надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников.

Каркас головного убора выполняли из твердого белого войлока, а сверху обтягивали шелком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. Саукеле обшивали золотыми монетами и кораллами.

Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на саукеле могли надевать платки из бархата или шелка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки.

Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. На нем было принято делать вышивку, украшать бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на кимешек надевали белый высокий тюрбан.

Читайте так же:
Джинсы hollister женские размерная сетка

Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся тюбетейка и борик. Их носили девушки, которые еще не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата.

Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.

Казахская одежда: женская обувь

Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Ее внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем.

Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.

Чалма, феска, куфия, тюбетейка…

raznie_golovnie_ubori_g

В наше время некоторые предметы одежды у многих людей стойко ассоциируются с представителями определённых религий. Особенно это касается головных уборов. Причиной тому является культурное и историческое многообразие народов, исповедующих ту или иную веру. Мусульмане не являются исключением в этом плане. Рассмотрим кое-какие варианты из того, что обычно бывает на голове у мужчин в исламских странах.

Чалма

Взять хотя бы чалму (тюрбан) – кусок ткани, обмотанный вокруг головы или головного убора и имеющий длину от 2,5 до 8 метров. Чалма получила распространение среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии, Средней Азии. В России этот головной убор можно увидеть на представителях мусульманского духовенства. Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.

Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы. В мусульманском мире чалме уделяется особое значение. Объясняется это тем, что её носил сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рекомендуя своим сподвижникам делать то же самое. В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, надевал чёрную чалму, и её конец спускался на плечи.

Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы Пророка (мир ему и благословение) составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5–3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк (мир ему и благословение) подарил ближайшему сподвижнику – зятю и двоюродному брату Али (да будет доволен им Аллах). Кстати, волнистые линии на наших, дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку чалме.

Куфия

Следующим головным убором, распространённым среди мусульман, является куфия. В русскоязычных странах куфия получила название «арафатка» в честь лидера палестинцев Ясира Арафата, неотъемлемой частью имиджа которого была куфия. Арафат укладывал её на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины. Куфия представляет собой мужской головной платок, обычно придерживаемый чёрным обручем. В зависимости от региона происхождения человека, носящего куфию, могут различаться орнамент, расцветка, а также способ завязывания головного убора. Например, в Саудовской Аравии эта манера совсем простая – однотонный или с красным орнаментом головной платок, наброшенный на голову – иногда даже без поддерживающего обруча.

Читайте так же:
Джинсы левайс 550 женские

В Омане куфию повязывают гораздо более сложным образом и совсем иначе, чем саудовцы, на манер чалмы. Оманцы не используют поддерживающий куфию обруч, что повсеместно принято в Иордании и Палестине. А что касается различных расцветок куфии, то она почти всегда состоит из белой хлопковой ткани, а некоторые имеют пестрый орнамент в красном или чёрном цвете. Куфия с красным орнаментом является самой популярной в странах Персидского залива. А чёрно-белая – в Палестине и Ливане. Красно-белые куфии носят всюду в этих областях, но наиболее тесно они связаны с Иорданией.

Тюбетейка

Переходим к тюбетейке – головному убору, наиболее распространённому среди мусульман России и среднеазиатской части бывшего СССР. Тюбетейку определяют как круглую или квадратную, островерхую или плоскую, лёгкую шапку, надеваемую прямо на голову. Её другое название – «такия».

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Их форма, особенности узора, цвет, предназначение отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

На Северном Кавказе с тюбетейками дело обстоит проще. В большинстве своём их многообразие составляют головные уборы со свисающей с верхушки кисточкой, характерные для мусульман Чечни, и тюбетейки конусообразной формы с волнистой или прямой полосой сбоку, получившие распространение в Дагестане. Или это могут быть тюбетейки со всякого рода вышивкой и привычной надписью «made in…», которые в качестве подарка своим близким привозят с собой из хаджа паломники.

На Востоке тюбетейка выполняет функцию не только головного убора. Её также используют как основу для завязывания чалмы.

Феска

Некоторые мусульмане Турции и Северной Африки надевают феску. Форма фески – усечённый конус, в середину верхушки которого вставлена кисточка. Своё имя она получила от города Фес – одного из больших городов Марокко, который прежде имел монополию на изготовление этого головного убора. В Турции повсеместно используется традиционный известный нам тип фески – красного цвета с чёрной кисточкой. А в Тунисе, Ливии и Марокко она в два или три раза длиннее и имеет синюю шёлковую кисть.

Феска, как и тюбетейка, идеально подходит для повязывания чалмы. В 1826 году османский султан Махмуд II провозгласил феску официальным головным убором военных и чиновников, после чего она стремительно распространилась по территории Империи. Однако уже через 100 лет, в 1925, президент новой Турции Кемаль Ататюрк запретил красную шапку, и сегодня немногие турки носят классическую феску.

Оставшиеся головные уборы – те, которые можно встретить повсеместно, не только в мусульманских странах. А именно: кепки, бейсболки, шляпы, шапки. Многие мусульмане надевают их как в мечети, так и в общественных местах. Ношение вышеперечисленного никаким образом не противоречит религиозным правилам. Напротив, прикрытие головы является сунной Пророка (мир ему и благословение).

Важным моментом также является этика ношения головного убора. Это значит, что человеку, надевшему тюбетейку, ещё более непозволительно совершать поступки, порицаемые нашей религией.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector