Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как одевались и обувались наши предки

Как одевались и обувались наши предки

Тема. «Как одевались и обувались наши предки».

Цели. Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси; проследить историю развития предметов старины до наших дней; развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, интерес к быту людей.

Оборудование. Толковый словарь русского языка; иллюстрации одежды, обуви, головных уборов; книги русских народных сказок (с иллюстрациями); видеомагнитофон, видеозапись мультфильма «Аленький цветочек»; карточки с названиями, стихами; рабочие тетради учащихся; тесты, загадки, таблица; книги: Кончаловская Н. Наша древняя столица; Левицкая З.В. История Отечества для детей; материалы экскурсии «Палаты в Зарядье».

Статья опубликована при поддержке компании «Гермес», занимающейся оптовой реализацией одежды second hand в Москве. На складах компании в Москве, Брянске, Краснодаре и Орле всегда есть в наличии сортированные текстиль, предметы домашнего обихода, обувь, детская, женской и мужская одежда секонд хенд оптом. Кроме того, в широком ассортименте представлен сток из Швейцарии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Германии, Англии и др. европейских стран. Партнерство с «Гермесом» — это не только стабильные поставки высококачественного секонд хенда по привлекательной цене, но и бесплатная доставка товара по Москве и регионам РФ, гибкая система скидок для постоянных покупателей, а также специальные условия для новых покупателей. Работать с «Гермесом» удобно и выгодно: продажа осуществляется, как крупными, так и мелкооптовыми партиями товара, на сайте secondhand-optom.ru есть форма обратной связи, с помощью которой можно задать вопрос о возможности приобретении товара, узнать какова его стоимость, сделать заявку или попросить дозвониться.

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. Для проверки того, как вы усвоили материал предыдущих уроков, предлагаю вам тест.

1. Деревянные дома возводили:

2. Деревянный крестьянский дом называется:

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

5. Накладная планка вокруг окна называется:

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – в.

III. Постановка темы урока

У. Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени. Как вы думаете, о чем мы еще не говорили?

Дети. Как люди выглядели, во что одевались, что делали.

У. Правильно. О занятиях людей у нас разговор впереди, а об их гардеробе мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока, написанную на доске.

– Узнаем мы об этом на сегодняшнем и следующем уроках. По мере нашего разговора мы будем заполнять таблицу, изображенную на доске (см. Приложение). Сначала начертите заготовку таблицы у себя в тетради.

Дети выполняют задание.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Ответы детей.

– Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.
Из чего делали ткань? Вспомните, какие растения можно было увидеть на лугах и полях? Какое из них шло на изготовление одежды?

У. Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.

Учитель раздает детям карточки со стихотворением:

Ой вы, гости-молодцы,
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу-две.
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.

Возьмите в руки карандаш. Прочитайте еще раз это стихотворение и отметьте все незнакомые слова. К ним мы вернемся в конце урока, а сначала познакомимся с мужской одеждой.

Подчеркнутые понятия заносятся по ходу урока в таблицу учителем и детьми. Учитель показывает изображения данных предметов классу.

Шуба, шапка-столбунец

Охабень

Опашень

Азям

Зипун

Сермяга

– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

А теперь перейдем к женской одежде.
Основой женской одежды была длинная сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть равен 50 сантиметрам). На талии завязывали пояс. Состоятельные женщины носили еще нижнюю рубаху, которая называлась сорочица. Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали ее, то есть украшали вышивкой. Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Славяне верили, что через все проемы, отверстия одежды могут проникнуть к человеку всевозможные злыдни. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх сорочки она обычно надевала сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Из плотной материи шили телогрею – женскую одежду, длинные рукава которой застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава свисали свободно.
Самой нарядной женской одеждой был летник. Шили его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшали более дорогими тканями, иногда обшивали мехом. Женская шуба по пошиву отличалась от мужской. Часто она была как летник – без разреза, с длинными висячими рукавами.
Знатные люди носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата. Ткани эти проделывали долгий путь, прежде чем попадали в русские города из далеких стран – Персии, Китая, Италии и Англии. Простые горожане одевались в основном в одежду из ткани, вытканной дома или купленной на торге у крестьян.

Душегрея

Душегрея

Летник

Летник
Сарафан

Переходим к головным уборам и прическам.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.

Тулуп — самая распространённая зимняя одежда в России (в некоторых краях назывался кожух), Монголии и Казахстане. Популярность объясняется тем, что овчинная шкура являлась самым дешёвым и распространённым материалом у кочевников, которые разводили миллионы голов овец. Шьётся обычно из овчины либо заячьего меха. Мех в этом изделии обращён внутрь (в отличие от шубы); неизменным атрибутом является воротник — большой, отложной, который прекрасно укрывает при сильном ветре. Именно длина тулупа и высокий воротник сделали его самой распространённой зимней одеждой у кочевников Евразии, так как они хорошо защищали от степного морозного ветра. Со временем овчинный тулуп получил распространение и на Руси, в первую очередь у бедных людей, а затем и у знати и богатых. Чаще всего бедняки тулуп ничем не крыли, а вышивали на нём, но так было не всегда. В XVII веке тулупы стали крыть разными тканями (чем выше статус владельца, тем дороже была ткань), иногда расшивая эти ткани камнями и металлическими бляхами. В XVII — начале XVIII века на Руси тулуп порой носили даже летом, чтобы показать своё положение — общественное и имущественное. У кочевников же он продолжал массово оставаться обычной повседневной одеждой, так как они жили именно разведением овец и лошадей, ввиду чего недостатка в шкурах не было [ источник не указан 16 дней ] .

Часовым, охранникам и сторожам в холодное время года могут выдать специальные постовые тулупы [6] [7] [8]

Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Праздничная одежда русских крестьян

Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны. О праздничной традиционной русской одежде и пойдёт речь в нашем обзоре.

Сборник

Женский головной убор сборник. Центральная Россия. Конец XVIII в. Парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.

Русский сборник - популярный головной убор.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.

"Женский головной убор сборник.

Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Понева

Понева как элемент праздничного русского костюма.

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.

Традиционная русская понева.

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Рубахи

Область Уральского казачьего войска. Первая четверть XX века. Рубаха-рукава, сарафан, пояс.

Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.

Наряды уральских казачек.

Наряды уральских казачек.

Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники

Сарафаны

Такие разные русские сарафаны.

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, — из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.

Русские сарафаны.

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Душегрея

Душегрея.

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Продолжая тему русского национального костюма нельзя не вспомнить про Кокошник — забытую корону русских красавиц .

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Рубахи могли быть простыми, без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Посмотреть на такие можно в разделе «Русские косоворотки», там собраны лучшие образцы традиционной вышивки на мужской национальной одежде.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Традиционный костюм

Традиционный русский костюм для холодного времени года включал в себя шубу, зимний головной убор и зимнюю обувь. Нижняя одежда была многослойной, кроме того, время на улице проводили активно, что тоже не давало замерзнуть.

Шуба

Мужская и женская верхняя одежда не различались по материалу. Чаще всего шубу делали из овчины и носили ее мехом внутрь. Интересно, что мехом наружу шубы в обычной жизни не носили — более того, это считалось нарушением нормы. Шубы выворачивали наизнанку только когда хотели напугать или посмеяться: среди святочных шуток были и такие забавы.

В состоятельной крестьянской семье шубы были повседневные и праздничные — украшенные декоративной строчкой. Последние надевали в комплекте с праздничными же головными уборами. По крою они не различались, но хорошая шуба, как и любой другой дорогой предмет, могла передаваться по наследству, что поддерживало само существование традиционного костюма.

фото: Мужчина в овчинном тулупе, 1900 год

Традиционная русская шуба проникала даже в модный городской образ. Городское мещанство, прислуга и даже провинциальное дворянство хоть и стремилось следовать модам, в морозную погоду выбирало традиционную шубу — самый очевидный и радикальный вариант защиты от лютых морозов. К началу ХХ века мужчины начали носить шубы мехом наружу, демонстрируя таким образом роскошные дорогие меха.

Шерстяной платок

К середине XIX века шерстяные платки с цветочной набивкой стали доступны всем слоям населения — их продавали на ярмарках, где они активно раскупались крестьянами. Платки изготавливали на мануфактурах, самая известная из них — фабрика Лабзина в Павловском Посаде, была открыта в 1862 году и действует до сих пор. Под красивый шерстяной платок надевался комплекс традиционного головного убора: повойник или сорока. Этого могло быть достаточно и в морозное время года.

Мужская шапка «татарка»

Если даже летний вариант мужского головного убора в XIX веке был из валяной шерсти (почти как валенок), то чего ожидать от зимнего? Были популярны шапки полукруглой формы из домашнего сукна, подбитые изнутри мехом. Шапку «татарку» подбивали овчиной — а если не было овчины, то ватой. По форме «татарка» могла быть как полукруглой, так и высокой, конусообразной.

В XIX веке появляется шапка «малахай», которую мы называем ушанкой – с клапанами для ушей, затылка и лица. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху, прочие делали его из овчины.

Варианты украшения понёвы

Женская понева подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понева могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.

В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки поневы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.

Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния

Русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Для Тульской губернии характерны черты южнорусского национального костюма и отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Панева представляла собой поясную одежду чуть ниже колена из трех частично сшитых кусков ткани, специально изготовленных на ткацком станке из шерсти, причем полы паневы не должны были сходиться и в просвет должна была виднеться рубаха. Паневу обертывали вокруг бедер и закрепляли на талии скрученным шнуром-гашником. Такую не сшитую до конца паневу называли распашной, ее могли подворачивать спереди за пояс, так что сзади образовывался «кулек», при этом была видна изнанка паневы и украшенная вышивкой рубаха (говорили «с подтыком»)
Считалось, что, отправляясь в город, рубаху следует закрывать. Для этого в паневу временно, «на живую нитку» вшивали четвертое узкое полотнище — прошву. В тех случаях, когда прошву вшивали сразу при изготовлении паневы, она делалась из ткани другого цвета и украшалась полосками кумача.
Паневы были клетчатые, в основном темно-синие или черные. В Рязанской, Тульской и Воронежской областях известны красные паневы. Клетка — древний знак поля, земли и пожелание женщине плодородия и плодовитости.
На свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила в первый год замужества, вышивался ромбо-точечный орнамент. Особенно тщательно украшались кромки вдоль разрезов и швы прошвы.
Молодухи Тульской губернии украшали заднее полотнище паневы розетками из ярких лент, собранных на пуговицу или бусину, или квадратами из ткани с тремя бубенчиками, а в Рязанской губернии — хвостами из лент длиной до 20 сантиметров.Очень они мне понравились своей откровенной провокационностью и яркостью
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Головные уборы
В Рязанской, Тульской и Калужской губерниях носили рогатую кичку (в форме острых рогов, скатанных из пеньки и простеганных нитками). Рога, торчавшие надо лбом, обладали большой оберегающей силой. Бык (тур) был мужским символом, а значит, своей мощью мог уберечь женщину от опасности. В такой защите особенно нуждались молодые матери.
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
(34)
С образами коров была связана также идея плодородия и продолжения рода. Старея, женщины меняли рогатую кичку на безрогую или вообще переставали ее носить, ограничиваясь платком.
Богатый большой платок — убрус — замужняя женщина надевала поверх кички или кокошника.
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Самым распространенным головным убором Тульской губернии была «сорока», вот такие лица из прошлого нашла:
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Почти все головные уборы были, как бы я сказала, сложносочиненными… были части для затылка, лба и макушки, например, вот такой позатылень
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Украшения бисерные
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
и напоследок парадный передник
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
ААА и выкройка поздней женской рубахи! может кому пригодится
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния
Флешмобы: Флудилка: Главное чтобы костюмчик сидел. Тульская губерния

  • 23

45 комментариев

  • ЕкатеринаКостинская
  • 12 июня 2015, 11:46
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 11:50
  • ЕкатеринаКостинская
  • 12 июня 2015, 11:52
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 11:53
  • ЕкатеринаКостинская
  • 12 июня 2015, 12:25
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 13:59
  • ЕкатеринаКостинская
  • 12 июня 2015, 17:13
  • Ksaria
  • 12 июня 2015, 13:00
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 13:06
  • Ksaria
  • 12 июня 2015, 13:46
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 13:52
  • Ksaria
  • 12 июня 2015, 13:57
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 13:59
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 14:00
  • Ksaria
  • 12 июня 2015, 14:01
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 14:02
  • Ksaria
  • 12 июня 2015, 14:04
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 14:06
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 14:09
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 14:12
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 14:15
  • Bellissima
  • 12 июня 2015, 14:16
  • Lusia
  • 12 июня 2015, 16:19
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 17:45
  • leeket
  • 12 июня 2015, 17:57
  • Helgla
  • 12 июня 2015, 19:23
  • leeket
  • 12 июня 2015, 19:45
  • strizhi28
  • 13 июня 2015, 00:07
  • Helgla
  • 13 июня 2015, 00:13
  • strizhi28
  • 13 июня 2015, 00:15
  • Helgla
  • 13 июня 2015, 10:55
  • strizhi28
  • 13 июня 2015, 18:26
  • Ostertomta
  • 13 июня 2015, 16:59
  • Helgla
  • 13 июня 2015, 18:05
  • Ostertomta
  • 13 июня 2015, 20:38
  • Helgla
  • 13 июня 2015, 21:01
  • Ostertomta
  • 13 июня 2015, 22:00
  • Helgla
  • 13 июня 2015, 22:55

Сколь во тьме ты перстами не рыскай,

Все душа невозможного просит.

  • Ostertomta
  • 13 июня 2015, 23:42
  • aystenki
  • 15 июня 2015, 00:40
  • Helgla
  • 15 июня 2015, 00:45
  • aystenki
  • 15 июня 2015, 01:06
  • Helgla
  • 15 июня 2015, 01:33
  • Ната_ли
  • 15 июня 2015, 12:10
  • Helgla
  • 15 июня 2015, 17:06

Флешмобы

Прямой эфир

Лучшие авторы за неделю

  • ЯMariha65+142.00
  • mambush+130.00
  • lararybka+94.00
  • Hizma88+73.00
  • ИринаVesna+73.00
  • Разалия+69.00
  • LydmilaN+49.00
  • Gortenzia+43.00
  • Tamar+38.00
  • vilka_dvesele+32.00

Лучшее за месяц

ЯMariha65 · 30 ноября 2021, 13:42

ЯMariha65 · 2 декабря 2021, 10:06

Разалия · 28 ноября 2021, 20:08

LydmilaN · 29 ноября 2021, 22:07

mambush · 2 декабря 2021, 01:48

lararybka · 29 ноября 2021, 04:32

ИринаVesna · 2 декабря 2021, 13:11

lararybka · 1 декабря 2021, 03:57

Tamar · 27 ноября 2021, 14:53

Бусинка

Бусинка – проект, посвященный бисеру и бисерному рукоделию. Наши пользователи – начинающие бисерщики, которые нуждаются в подсказках и поддержке, и опытные мастера, которые не мыслят своей жизни без творчества. Сообщество будет полезно каждому, у кого в бисерном магазине возникает непреодолимое желание потратить всю зарплату на пакетики вожделенных бусинок, страз, красивых камней и компонентов Swarovski.

Мы научим вас плести совсем простенькие украшения, и поможем разобраться в тонкостях создания настоящих шедевров. У нас вы найдете схемы, мастер-классы, видео-уроки, а также сможете напрямую спросить совета у известных бисерных мастеров.

Вы умеете создавать красивые вещи из бисера, бусин и камней, и у вас солидная школа учеников? Вчера вы купили первый пакетик бисера, и теперь хотите сплести фенечку? А может, вы – руководитель солидного печатного издания, посвященного бисеру? Вы все нужны нам!

Пишите, рассказывайте о себе и своих работах, комментируйте записи, выражайте мнение, делитесь приемами и хитростями при создании очередного шедевра, обменивайтесь впечатлениями. Вместе мы найдем ответы на любые вопросы, связанные с бисером и бисерным искусством.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как защититься от бомбера смс iphone
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector