Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Распятие Святого Петра, Поцелуй Иуды и еще 13 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе

Распятие Святого Петра, Поцелуй Иуды и еще 13 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе

Распятие Святого Петра, Поцелуй Иуды и еще 13 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе

Такие художники, как Рубен, Рембрандт, Хосе де Рибера и Джан Лоренцо Бернини были под сильным влиянием его работ и называли себя Караваджисты. И как бы прискорбно это не звучало, но у Микеланджело была травмирующая личная жизнь, помимо всего этого, он был приговорён к смертной казни по обвинению в убийстве, за которое он был вынужден бежать из Неаполя. И несмотря на то, что великий художник скончался в 1610 году, по сей день бытует мнение и есть споры относительно его смерти и некоторые предполагают, что это было убийство.

1. Неверие апостола Фомы, 1601-1602 гг.

1. Неверие апостола Фомы, 1601-1602 гг.

Неверие апостола Фомы.

И в этой работе художник использовал технику светотени, где чётко видно идеальное взаимодействие тёмных и светлых оттенков. Христос крепко держит правую руку святого Фомы, направляя его указательный палец сквозь нанесённую ему рану. Наряду со Святым Фомой на портрете изображены ещё два апостола, которые представлены в деревенской манере. Христос представлен как обычный человек, а не божественное существо, поскольку его не окружает ореол.

2. Распятие Святого Петра, 1600 год

2. Распятие Святого Петра, 1600 год

Распятие Святого Петра.

На картине изображён Святой Петр, наполовину пригвождённый к кресту, в перевёрнутом виде, так как он не хотел представлять соперника Христу Спасителю. Вокруг этой работы есть ощущение спокойствия, поскольку лицо жертвы лишено боли или напряжения, вместо этого он, кажется, принимает свою мученическую смерть с распростёртыми объятиями, что контрастирует с настроением палачей, которые изо всех сил пытаются выполнить свою задачу с эффективностью. Нет зрителя, который стал бы свидетелем распятия, которое, следовательно, превращает его в личный кризис, а не в историческое событие.

3. Поцелуй Иуды, 1602 год

3. Поцелуй Иуды, 1602 год

Поцелуй Иуды.

Здесь изображен арест Христа. Помимо Иисуса, другие присутствующие фигуры включают Иоанна, трёх солдат, Иуду, а также человека с фонарём в руке. Фигуры были помещены на тёмном фоне с единственным источником света, являющимся фонарём. Помимо светотеневой расстановки освещения, жизнеподобное представление фигур, драматическое представление и духовное измерение выводят его на совершенно иной уровень, делая картину невероятно проникновенной и реалистичной.

4. Лютнист, 1596 год

4. Лютнист, 1596 год

Лютнист.

Существует две версии этой картины, первая из которых находится в коллекции Вильденштейна, а вторая – в Эрмитаже. Как оказалось, есть и третий вариант, замеченный в 2007 году в глостерширском Бадминтон-хаусе. Во всех трёх вариантах виден темноволосый мальчик с нежными чертами лица с лютней в руке, поглощённый любовной песней. Те, что в Бадминтон-хаусе и Эрмитаже, показывают стол без скатерти с цветами и фруктами с одной стороны и скрипкой с другой. В коллекции Wildenstein скатерть покрывает стол, в то время как спинетта заменяет натюрморт, а певчая птица, которая находится в клетке, также видна в «кадре».

5. Пишущий Святой Иероним, 1605-1606 гг.

5. Пишущий Святой Иероним, 1605-1606 гг.

Пишущий Святой Иероним.

Караваджо написал эту работу по заказу кардинала Сципиона Боргезе, племянника Папы Павла V. Стареющий святой поглощён Писанием, когда он протягивает свои худые руки к одному концу стола, в то время как за ним «наблюдает» череп, который в свою очередь является напоминанием о силах смерти, которых он не может избежать, но изо всех сил пытается преодолеть. Картина была украдена в 1986 году и восстановлена через два года.

6. Жертвоприношение Исаака, 1603 год

6. Жертвоприношение Исаака, 1603 год

Жертвоприношение Исаака.

Две картины между 1598 и 1603 годами, как говорят, имеют одно и то же название. Хотя это приписывается Караваджо, есть предположения, что это работа Бартоломео Кавароцци, его последователя. Здесь изображён момент, когда Авраам находится на грани принесения в жертву своего сына после выполнения божественного повеления.

7. Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием, 1600 год

7. Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием, 1600 год

Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием.

Говорят, что Фабио Нути заказал эту картину в 1600 году во время своего пребывания в Палермо. На картине запечатлён тот самый момент, где младенец Христос лежит на земле, а Мадонна сидит рядом. Персонажи, окружающие её, сохраняют обычную осанку и элегантный внешний вид. Эта картина была обработана очень точно, и отделка более отполирована по сравнению с большинством других картин Караваджо. Этот шедевр был украден в 1969 году и до сих пор не найден.

8. Отдыx на пути в Египет, 1597 год

8. Отдыx на пути в Египет, 1597 год

Отдыx на пути в Египет.

Это произведение искусства вращается вокруг упокоения младенца Иисуса с Иосифом и Марией, когда они все собираются отправиться в Египет. Караваджо полностью захватывает сцену, изображающую мать Марию, спящую вместе со своим ребёнком, в то время как Иосиф видит рукопись для ангела, чтобы сыграть гимн. Это была первая работа художника, выполненная в большом масштабе, где ему удалось выйти из своего увлечения живописью в тёмных пространствах. Угол создаёт чувственную и светящуюся ауру, в то время как представление матери и ребёнка, кажется, выполнено очень тонко.

Читайте так же:
Как покрасить розовые джинсы

9. Погребение святой Лючии, 1608 год

9. Погребение святой Лючии, 1608 год

Погребение святой Лючии.

Караваджо сделал эту картину, сохранив Святую Люсию, известную христианскую мученицу в качестве основного сюжета. Он написал её в 1608 году после побега из тюрьмы и в этом ему помог Марио Миннити.

10. Натюрморт с фруктами, 1601–1605 гг.

10. Натюрморт с фруктами, 1601–1605 гг.

Натюрморт с фруктами.

На каменном столе стоит плетёная корзина, наполненная овощами и фруктами. Идеальное взаимодействие света и тьмы делает это произведение неимоверно глубоким и привлекательным.

11. Отрицание (отречение) святого Петра, 1610 год

11. Отрицание (отречение) святого Петра, 1610 год

Отрицание святого Петра.

В этой работе была представлена библейская тема Петра, отрицающего Христа после того, как последний был арестован. Говорят, что это одна из двух его последних работ, возможно, законченных летом 1610 года. Караваджо, как говорят, переживает много личных потрясений в то время и несфокусированный характер этой работы свидетельствует о том же. Фигуры тесно скомпонованы, в то время как большие области остаются в темноте, так что по большей части физическая сущность персонажей скрыта.

12. Воскрешение, 1619 год

12. Воскрешение, 1619 год

Воскрешение.

Караваджо использует глубокие тени и сильное освещение, чтобы ярко изобразить напряжённую драму, связанную с Воскресением Христа. Представление очень сложное, поскольку все тела скручены и помещены на тёмном фоне. Общий баланс был красиво создан при помощи смешивания ярких цветов с мягкими, приглушёнными оттенками.

13. Мадонна с ребёнком и Святой Анной, 1619-20 гг.

13. Мадонна с ребёнком и Святой Анной, 1619-20 гг.

Мадонна с ребёнком и Святой Анной.

Это одна из поздних религиозных работ Караваджо, которая, однако, не была столь успешной, как другие его картины. Дева Мария занимает центр кадра со своим младенцем сыном и ступает на змею, которая представляет греховность и злые дела. Иисус без одежды, а также босиком, как и его мать. Старая, морщинистая бабушка, наблюдающая за всем этим зрелищем, также присутствует на сцене. Эти фигуры проецируются на свет, в то время как весь холст находится в темноте. Церковные служители сочли эту работу неприличной, убрав её из собора Святого Петра ровно через два дня после её выставки.

14. Семь деяний милосердия, 1607 год

14. Семь деяний милосердия, 1607 год

Семь деяний милосердия.

Эта работа, известная также как «Семь актов милосердия» и является отражением семи практик милосердия, которым следуют христианские нормы. Художник снова прибегает к использованию техники светотени, создавая резкий контраст во всём. По словам Ральфа ван Бюрена, историка искусства немецкого происхождения, яркий свет метафорически представляет милосердие, помогая зрителям включить его в свой образ жизни.

15. Коронование терновым венцом, 1607 год

15. Коронование терновым венцом, 1607 год

Коронование терновым венцом.

На картине изображён терновый венец, с силой надетый на голову Иисуса перед самым его распятием, чтобы посмеяться над его притязаниями на власть. Тело Христа было представлено в скрученной форме, техника, для которой Караваджо получил вдохновение от Бельведерского торса, мраморной статуи.

Другие известные картины Караваджо включают «Поклонение пастухов» (1609), «Воскрешение Лазаря» (1609) и «Бичевание Христа» (1607).

Страстный и трагичный

Караваджизм — дитя эпохи Барокко. Во второй половине XVI столетия стал очевиден кризис идеалов Возрождения. Живописцы начали искать другие художественные пути, отражающие особенности атмосферы эпохи Контрреформации и религиозных усобиц. Мир перестал казаться гармоничным. В искусство вторгается повышенная, страстная эмоциональность — вплоть до трагичности, болезненности и аффектации.

Караваджизм. Караваджо. «Саломея с головой Иоанна Крестителя»

Это ощущение напряжения и тревоги, чувство одиночества человека перед враждебным миром остро проявилось в картинах караваджистов. В их работах часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.

Караваджизм. Хосе де Рибера. «Святой Иероним и ангел»

Коронование терновым венцом — Иероним Босх

Коронование терновым венцом Иероним Босх

Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом. Их взгляды полны хладнокровной ответственности и вместе с тем то ли истинного, то ли ложного сочувствия. Один даже ободряет Христа, положив руку на его плечо. Он, как Иуда, даже готов поцеловать свою жертву. Но палка, которую воин держит левой рукой, очень скоро ему понадобится, чтобы глубже надвинуть колючий терновник на чело Спасителя.

Ошейник с острыми шипами, надетый на шею воина справа, загадка для исследователей. Такие ошейники надевали на собак, чтобы защитить от нападения волков. Известно также, что во времена Босха один господин, приговоренный к изгнанию по подозрению в соучастии в убийстве, разгуливал по улицам в золотом ошейнике с шипами, чтобы «защититься от жителей Гента». Ошейник здесь — несомненно, символ, который Босх хотел донести до зрителя.

Читайте так же:
Что с катей венца

Ниже два фарисея готовят Христа к предстоящему бичеванию: один хватает его за одежды, другой в насмешку дружески пожимает ему руку. На капюшоне фарисея с бородкой можно разглядеть три знака — звезду, полумесяц и что-то, напоминающее букву «А». Видимо, они должны были указывать на его принадлежность к иудеям. Число «четыре» — число изображенных мучителей Христа — среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка — Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Многие исследователи считают, что четыре злобных лица мучителей Христа — это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу — сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Если в алтарных триптихах он рассматривает корни зла, уходящие в прошлое человечества, в грех прародителей, то в сцене Страстей он стремится проникнуть в суть человеческой природы: равнодушной, жестокой, жаждущей кровавых зрелищ, лицемерной и корыстной. До Босха искусство никогда не поднималось до такой конкретности передачи сложнейших нюансов человеческой души, но и не опускалось так глубоко в ее темные глубины.

Зрелость

В 1540-50 гг. большое место в творчестве Тициана занимают портреты: «Портрет Карла V с собакой», «Портрет Федерико Гонзага», «Кларисса Строцци» и др. Поза и выражение лица на портрете всегда предельно индивидуальны, а в групповых портретах композиционное решение выявляет взаимоотношения между персонажами.

В творчестве художника по-прежнему присутствуют античные сюжеты («Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Похищение Европы»), а также библейские: «Кающаяся Мария Магдалина», «Коронование терновым венцом». В таких сюжетах живописец сохраняет верность идеалам Возрождения с его предельным вниманием к «миру человека»: в картинах на мифологические и религиозные темы всегда присутствуют бытовые, реалистические детали.

Караваджизм

Термин Караваджизм описывает метод живописи с применением тенебризма и вниманием к светотени, который знаменитый итальянский художник-маньерист Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) использовал в религиозных и жанровых картинах, натюрмортах. Впоследствии метод получил широкое распространение в Италии и по всей Европе благодаря художественным навыкам и авторитету живописца.

Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.

Отречение апостола Петра. Геррит ван Хонтхорст.

Характеристики

В отличие от не менее известного современника Аннибале Карраччи (1540–1609), Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом. Моделями даже для религиозных произведений мастеру служили мужчины и женщины, которых Караваджо находил буквально на улице и рисовал без каких-либо подготовительных эскизов.

Не всем заказчикам и покровителям пришлось по вкусу столь вульгарное отношение к созданию работ на религиозную тематику, что приводило к отказам от финальных версий произведений. Однако такие композиции пользовались спросом у кардиналов и богатых дворян.

Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.

Пример использования тенебризма.
Юдифь обезглавливающая Олоферна. Артемизия Джентилески.

Светотень и тенебризм являются важной составляющей стиля Караваджо и его последователей, однако существует четкое теоретическое различие между двумя этими терминами. Работа со светотенью предполагает придание трехмерного объема фигурам и предметам и сочетает в себе распределение яркости и контрастов композиции, в то время как применение тенебризма, в общем смысле, означает наличие совершенно черных участков, акцентирующих внимание зрителя на определенных объектах.

Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество святого Филиппа. Хосе де Рибера. Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера. Мученичество апостола Андрея. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Прометей. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера. Женская дуэль. Хосе де Рибера.

Работы Хосе де Рибера.

Известные караваджисты

Стиль Караваджо повлиял на развитие искусства фламандского и голландского барокко, итальянской живописи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочь Артемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров: Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) и Дирка ван Бабюрена (1595–1624). Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого «Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.

Наказание купидона. Бартоломео Манфреди. Наказание Амура. Бартоломео Манфреди. Караульная. Бартоломео Манфреди. Караульная. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Бахус и пьяница. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди. Аллегория четырех времен года. Бартоломео Манфреди.

Работы Бартоломео Манфреди.

Неверие Фомы. Маттиа Прети. Неверие Фомы. Маттиа Прети. Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети. Христос, благословляющий детей. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Концерт. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети. Святой Себастьян. Маттиа Прети.

Читайте так же:
Как защитить джинсы от протирания между ног

Работы Маттиа Прети.

Караваджизм выходит из моды в Риме в конце 1620-х годов, хотя и был актуален еще некоторое время в других местах Италии, особенно в Сицилии. В Нидерландах и восточной Франции популярным стиль оставался вплоть до 1650-х годов.

Описание картины

Картина представляет собой поясной портрет юноши – она замечательна по композиции и характеризует Караваджо как великолепного портретиста и искусного мастера натюрморта. Полотно богатого и, в целом, насыщенного колорита ярко и интересно в деталях.

Главный персонаж картины – Вакх (по-другому Бахус или Дионис), герой мифов Древней Греции, самый молодой бог с Олимпа, священной горы, на которой главенствует Зевс. Вакх покровительствует силам природы, в том числе виноградарству и виноделию и на картине изображён не просто мифологический персонаж, а истинный любитель наслаждений. Выразительные глаза с поволокой, смотрящие прямо на зрителя, яркие дуги бровей, чувственные губы, румянец на круглых щеках, мягкий подбородок – лицо спокойного и уверенного в своей чарующей силе юноши. Торс только наполовину прикрыт ниспадающим покровом, который свободно драпируется и придерживается правой рукой ниже груди. Эта оголённая мускулистая рука локтем упирается в подушки. В изящных пальцах левой руки Вакха широкий бокал с красным вином. Юноша протягивает его навстречу зрителю, глядя ему в глаза, как бы приглашая и заранее зная, что отказа не будет.

Детали натюрморта более чем говорящие – это символы, наполненные смыслами, чрезвычайно популярные в живописи и особенно характерные для средневековых картин. Вино, в стеклянном кувшине и бокале, по христианским традициям символизирует благодарение и признательность, яблоко, тёмный и светлый виноград, гранат, прочие плоды – традиционные символы христианства, знаки изобилия и плодородия.

Больной Вакх Больной Вакх 1593 г.

История одной картины: Караваджо – «Лютнист»

…В Эрмитаже есть избранная коллекция картин, которые являются лицом музея. Одна из них — «Лютнист» Караваджо. Великое полотно, шедевр, и одновременно — важная часть истории Эрмитажа. И не только, истории мировой живописи – тоже. Картина, о которой можно долго говорить.

Тайна «Лютниста»

Итак, что мы видим на этом полотне? Юношу (или девушку?) с лютней. На лютне заметна царапина – символ несостоявшейся любви или любовных переживаний. Мы видим и ноты — с басовой партией известного мадригала. Кстати, благодаря этим нотам в конце концов разобрались, что на картине изображен именно юноша: дело в том, что некоторое время полотно называлось «Лютнистка». Ибо в эпоху Караваджо, в XVI веке, изображения мужчин и женщин не особо различались. Время, когда было принято слушать пение кастратов – вот почему на картине образ молодого человека почти не отличался от образа девушки. Но если художник изобразил ноты с мужской партией, то и на полотне – мужчина и, видимо, он поёт. (Как-то Фонд «Эрмитаж-Италия» даже организовал концерт в Президентском дворце в Риме, где исполнялись итальянские мадригалы эпохи Караваджо).

…Так кто же изображен на картине? Может быть, Марио Минитти, поразивший Караваджо горделивой осанкой и красотой? Когда они встретились, Марио исполнилось шестнадцать, и он был одержим страстным желанием стать художником. Караваджо взял его к себе в помощники и, по слухам, был с ним неразлучен. Разумеется, в конце концов они поссорились и расстались – слишком горяч, несдержан и ревнив был мастер. Однако счастливые мгновения не забываются, и, если вглядеться в картину, то на партитуре можно прочесть надпись: «Вы знаете, что я люблю Вас, Вы знаете, что я любил Вас».

Пройдет много лет, и Марио – благополучный, счастливо женатый, успешный художник, спасет своему бывшему учителю жизнь: приютит его в своем доме в Сицилии, убережет от преследований.

А может быть, юноша на портрете – знаменитый испанский кастрат Педро Монтойя? Он выступал с хором Сикстинской капеллы и очаровал Караваджо своим искусством. Его голос обладал чудесной властью над сердцами: вызывая слезы, он одновременно напоминал о радости. Караваджо любил рисовать его томный сладострастный облик, беседовать с ним о музыке и поэзии и петь вместе с ним мадригалы: «Я люблю Вас и молчу, хотел бы я без слов Вам быть понятным».

В одну и ту же реку

… «Лютнист» был написан примерно в 1595 году по заказу покровителя Караваджо, кардинала Дель Монте. Увидев «Лютниста», друг кардинала, Джустиниани, богатый банкир и тонкий ценитель музыки, буквально влюбился в портрет. Он, правда, думал, что девушка, и, проникнувшись ее красотой, уговорил кардинала продать ему картину. Караваджо, увидев, что кардинал скучает без «Лютниста», нарисовал нового, но вместо вазы с цветами — клетку с щегленком, деревянную скрипку и кимвал.

Однако повторить ничего нельзя, чувства, с каким писалась картина, уже утрачены, они не возвращаются – остается лишь основная мелодия.

Читайте так же:
Дневники бриджи джонс 2

Караваджо

Караваджо «Лютнист». 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

На картине «Лютнист», кроме музыкальных инструментов, — еще и уникальный натюрморт из фруктов и цветов. Они потихоньку увядают, и, по голландской традиции, это напоминание о том, что все в мире бренно, красота не вечна и жизнь преходяща… Сам Караваджо говорил, что, изображая цветы и фрукты, он вкладывает столько же труда и вдохновения, сколько вкладывает в изображение человеческих лиц и фигур.

Читаем картину

Всё в этой картине – загадка, и если отгадаешь ее, многое станет понятным. Скажем, что такое лютня? Оказывается, эмблема любовников. Рядом с лютнистом – ваза с цветами, которая тоже говорит о многом: шесть цветов – шесть загадок, каждый – особенный знак и напоминание.

Дымчатый ирис — символ Христа, оберегающий от смерти и забвения.

Жасмин – любовь, которой не страшны никакие запреты.

Розмарин (морская роса) укрепляет любовь и хранит преданность.

Дамасская роза – символ молчания и застенчивой любви.

Ромашка помогает всем, кто просит о помощи.

Рядом с цветами – плоды.

Груши – символ долговечности и крепкой дружбы.

Огурец напоминает о движении и энергии.

Фиги – знак просветления (но и знак запрета).

Капуста – средство против невоздержанности и намёк на то, что кто-то из ваших друзей лукавит, хитрит с вами и что-то скрывает.

Кто понимает, тот знает: увидеть во сне играющего на лютне – добрый знак, ждите радостных вестей от старых друзей.

Не пой мне, лютня, я прошу, не надо,

Не пой о том, к чему летят мечты…

Парфюм «Караваджо»

…Как-то в Эрмитаже провели музейный эксперимент «Ароматы картины Караваджо». Итальянский парфюмер предложил галерею запахов: перед картиной выставили сосуды с запахами цветов и фруктов, изображенных на полотне. А в последней колбе все запахи смешали. И в результате получились духи от Караваджо, их даже выпустили в продажу: терпкий пряный запах, отражающий эпоху, XVI век.

Вообще уникальность искусства – понятие относительное, ибо все хорошие картины художники не раз повторяли. Например, «Мария Магдалина» или «Даная» Тициана. Мне, кстати, нравится смотреть эти повторы, реплики, копии в других музеях: приятно сравнить Караваджо из Метрополитена с нашим, что хранится в Эрмитаже, и при этом не без удовольствия отмечать, что наш — лучше.

Между тем, при жизни Караваджо его работами так не восторгались как сегодня. Этот казус непонимания, что рядом гений, недооцененности, сопровождал многих художников, иных – всю жизнь. Это применимо и к скульпторам: например, широко известный итальянец Канова еще недавно считался скучнейшим, но зато лет сто назад – великим.

Гениальное чудовище со шпагой

«Гениальное чудовище, не знающее правил, – говорили о Караваджо, – он пришел, чтобы разрушить живопись».

Критики возмущались: «Чем прикажете восхищаться? Картины его наполняют люди толстые и вульгарные, с порочными, опухшими от пьянства лицами». Современники вспоминали о Караваджо: «Его недостаток состоял в том, что он не уделял постоянного внимания работе в мастерской. Поработал пару недель – и предавался месячному безделью, разгуливая со шпагой на боку и ножом за спиной, переходя из одного игорного заведения в другое. Так что ходить с ним было далеко небезопасно».

«Мне доводилось повстречать одного художника. Его звали Караваджо, – писал другой современник, – человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в какое-то неприятное рубище. Но, рисуя уличных мальчишек, жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».

Сам Караваджо говорил: «Главное для меня – не делать на холсте ни одного мазка, не подсказанного жизнью и природой». Пройдет много лет, и о Караваджо скажут: «Это простое и, действительно, новейшее искусство».

Луч света в темном царстве

…«Лютнист» – ранняя картина художника, и поэтому она сильно отличается от него же, более позднего, где много крови и драматизма. Здесь же драматизм только начинается, ведь Караваджо – это тот самый свет, который потом превратится в свет Рембрандта. Свет, направленный на нежное молодое лицо лютниста, превращающийся в… музыку, «звучащую» с полотна.

Свет. Его удивительные, таинственные возможности влекли Караваджо-художника. Он провел много времени в беседах с Галилеем, придумавшим телескоп, и с Джакомо делла Порта, автором великолепной книги «Естественная магия», исследующей оптику. Следуя совету ученых друзей, художник начал бороться с темнотой. Работая в темной комнате, он, словно кошка, постепенно приучил свои глаза различать в темноте фигуры и даже мельчайшие предметы. Теперь он, пробыв много часов в темноте, видит, как они проступают из мрака и царства теней.

«Один единственный луч света может творить чудеса, – говорил Караваджо. – Луч света, который преодолевает сопротивление сумрака – что может быть заманчивее?».

Читайте так же:
Как нарисовать джинсы маркерами

Действительно так, если судить по его живописи с ее волшебной светотенью, с ее таинственным новаторским светом.

Есть еще, правда, в живописи, кроме света, и… звук. Оказывается, не все музыкальные инструменты… звучат на полотне. Как-то Пол Маккартни ходил по Эрмитажу и показывал на примере современного искусства инструменты, которые изображены на картинах, взяв для примера Пикассо. Так вот, у Пикассо они не звучали. Загадка – почему они не звучат, не играют у Пикассо, и играют и звучат у Караваджо?

Как «Лютнист» попал в Россию

…Вообще-то за «Лютнистом» стоит огромный культурно-исторический контекст. Именно эта картина стала важной вехой в истории Эрмитажа. Купил ее император Александр I: по легенде, картину помог приобрести Виван Денон, создатель Лувра. То была эпоха дружественных отношений России и Франции, эпоха, когда возникло множество культурных связей, так что вполне возможно, что именно Виван Денон помог приобрести «Лютниста». По одной из версий, он приезжал в Россию, чтобы заработать и заодно приблизиться к Екатерине, однако на этом поприще потерпел фиаско. Но зато по дороге в Россию он увидел коллекцию Фридриха Великого и понял, каким способом собирает коллекцию Екатерина. Тогда-то (как опять-таки гласит легенда) Денон и принял решение сделать нечто подобное во Франции.

…Ну, и нам, конечно, приятно осознавать, что идея создания Лувра, вполне возможно, зародилась у Денона именно в России.

Под сенью муз

…Кардинал Франческо дель Монте был опытным царедворцем, хитрецом, утонченным ценителем прекрасного и умницей. К тому времени, когда он увлекся живописью Караваджо, ему было чуть за сорок, он был красив, богат и удачлив. Обладатель изысканного вкуса, полиглот и меломан – он и сам играл на гитаре, клавесине и лютне. Собирал редкие музыкальные инструменты и книги. Стены его роскошного палаццо украшали картины Тициана, Леонардо и Брейгеля. В этот великолепный дворец кардинал пригласил Караваджо — жить и работать. Единственное его условие было такое: во дворце не должно быть никаких женщин.

…Что и говорить, кардинал не отличался скромностью и благочестивым поведением. Часто устраивал пиры, где танцевали юноши в женских платьях, но прославился он не только утонченным развратом – кроме женоподобных юношей кардинал искренно любил интеллектуалов, высоко ценя тонкие беседы. На его пирах, кроме танцующих юношей и, очевидно, изысканной кухни, всегда находилось место и умным разговорам. Говорили обо всем на свете: политике, археологии, точных науках и искусствах. Сюда часто захаживал и Винченцо Галилей, виртуозный скрипач, отец прославившегося на весь мир великого Галилео. Он часто спорил с Караваджо: «Живопись имеет дело с бездушными красками, а музыка порождает живые звуки и через них передаёт чувства».

Караваджо возражал: «Музыка – младшая сестра живописи, она не умирает и не исчезает, как мелодия, написанная вами». Художника поддерживал сын Винченцо, Галилео Галилей, когда-то мечтавший стать музыкантом и художником (как известно, он выбрал другую стезю — победило желание постигать тайны мироздания). Кстати, именно Галилео полагал, что «Лютнист», возможно, вызов Караваджо музыкантам. Он и написал мадригал «Живопись, которая звучит». «Музыка, – говорил Караваджо, – помогает родиться стихам, а стихи рождают музыку».

Сын эпохи

Караваджо прожил, как теперь говорят, «яркую» жизнь – вплоть до того, что не раз обвинялся в убийстве. Современники аттестуют его как человека грубого, неотесанного, несговорчивого, дуэлянта и драчуна. По слухам, он как-то ранил кинжалом человека, нелестно отозвавшегося о его картине, не раз попадал в тюрьмы, откуда благополучно сбегал, его бесконечным дракам (иногда со смертельным исходом), дуэлям, ссорам, скандалам несть числа. Долгое время считалось, что он был убит – причем незадолго до своего помилования (сидел за очередное «мелкое» преступление, но его постоянно прощали, брали на поруки за незаурядный талант), однако новейшие исследования (радиоуглеродный анализ скелета) показали, что он умер от болезни. На ту пору ему было всего тридцать восемь…

Поразительно другое — что этот, в общем, циник, драчун и, возможно, убийца, так глубоко проник не только в тайну живописи, став новатором, чье искусство до сих пор не стареет, но и – в библейских сюжетах своих картин – в метафизику Христа и христианства. Громадные полотна, написанные им 400 лет назад, до сих пор заставляют вздрагивать посетителей выставки – и не только из-за непревзойденного, виртуозного мастерства, в том числе и композиционного, но и благодаря тому глубокому чувству, каким вдохновлялся этот неумеренный человек.

на фото: Юноша с лютней. Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо). Италия, 1595 -1596 гг. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector