Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказал слово «кафтан»; будто в русскую сказку попал

Сказал слово «кафтан» – будто в русскую сказку попал

Кафтан

Что это?

В «Малом академическом словаре» слово «кафтан» означает «старинную мужскую долгополую верхнюю одежду». У И. С. Тургенева можно встретить в его рассказе «Два помещика» этот вид одежды на многих его героях: «Людей у Мардария Аполлоныча множество, и все одеты по-старинному: в длинные синие кафтаны с высокими воротниками».

В «Энциклопедии моды и одежды» даётся расширенное пояснение слову «кафтан». Оно из персидского языка и обозначает «старинную верхнюю распашную мужскую и женскую одежду с глубоким запахом».

Из того же источника узнаём, что в моде Руси этот вид одежды был очень распространён. По отделке и качеству материала можно было определить принадлежность хозяина кафтана к тому или иному слою населения: бархат, парча, дорогое сукно и меха использовали богатые люди, а малоимущие носили одежду из дешёвых тканей.

Крестьянин в азяме (кафтане) Казанская губерния, 1877 год

Крестьянин в азяме (кафтане) Казанская губерния, 1877 год

О культурной и общественной жизни скандинавов в 9−11 вв. рассказывают исландские литературные произведения. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.

Средневековая карта Исландии. Источник: Pinterest

Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в Страну льдов. Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, чёрный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев. Немалую роль в переселении сыграла агрессивная и суровая политика Харальда Прекрасноволосого, который занимался объединением Норвегии.

Переселенцы у берегов Исландии. Источник: Pinterest

Заселение острова перешло к финальной стадии около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся Страна льдов была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Последний являлся местом не только законотворчества и решения общеисландских проблем, но также давал людям возможность познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.

Собрание у древних германцев. Источник: Pinterest

Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооружённых сил: окружённый морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до 13-го столетия ничего не менялось, все вопросы решались с помощью народовластия. В отдельных регионах Исландии силу набирали крестьянские вожаки, которые брали на себя и жреческие функции. В начале второго тысячелетия на альтинге обитатели Исландии решили принять христианство.

Читайте так же:
Boyfriend fit джинсы что это

«Законоговоритель» на альтинге. Источник: Pinterest

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

женский адыгейский костюм

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Кафтан

Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)

Читайте так же:
Зачем нужны гольфы для верховой езды
Становой кафтан и горлатная шапка, Кремль

До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.

Узкий становой кафтан

Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.

Простой кафтан изумрудного цвета

Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.

Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно. Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде. Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Читайте так же:
Джинсы мом фит как должны сидеть

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал»

Привет, Пикабу. Здравствуйте, любимые подписчики.
Пост, на который я отвечаю, прекрасен весь целиком, в некотором роде даже образцовый. Тут и «грязная европа» и «грязные балы», в коментах набежали люди, уверенные, что крестьяне жили чище и лучше аристократов.

Расстраивает меня только одно — какой-то несознательный гражданин бросает лишенную смысла фразу, а нормальным людям приходится писать огромные опровержения. Так что приготовьтесь к лонгриду, господа и дамы.

Любое одевание может занимать часы. Надевание женского костюма начала 19 века при желании и надобности занимает минут 10-15. Свою даму я в корсет утягиваю за минуту-две, к примеру. Про несколько человек тоже довольно бредово — горничные прекрасно справлялись со своим корсетам самостоятельно. Для этого нужна или банальная дверная ручка, на которую накидывают петли или немного ловкости рук.

Как я говорил, корсеты мужские были, ими пользовались. Это неоспоримый факт, который вывернули в статье наизнанку.

Вот вам, любезные читатели, карикатура того времени. На ней все, как говорит автор: тугой корсет шнуруют вдвоем лакей и камердинер, куафюра, галстук, воротник-отцеубийца. еще обратите внимание на цветные подушки на плечах, бедрах и икрах. Такое тоже было и удивительно, почему автор обошел их вниманием.

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

Так видели актуальный силуэт в модных журналах

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

А теперь как все выглядело в жизни. Портрет и реально сохранившийся костюм, который денди наденет поверх. Как видите, карикатура несколько все преувеличивает. Кто бы мог подумать.

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

Как вы можете обратить внимание, такого гротескного силуэта в жизни не получалось.

А люди, знакомые с фехтованием на саблях верховой ездой не дадут соврать — подложенные подушкам мышцы чудесно нарастают сами при усердных занятиях.

И еще пра слов: на джентльмене в комических целях изображен дамский корсет. Ну вроде «затягивается как дама, чертов модник, давай нарисуем его в дамском белье, ахаха»
На самом деле корсеты, которые применяли кавалеристы (не в быту, разумеется) выглядели примерно так:

Читайте так же:
Голубая джинсовка с синими джинсами

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

Китовый ус держит спину, ремни спереди. Но и выглядит недостаточно сенсационно.

А теперь подумаем вместе: вы входите примерно в полпроцента богатейшего населения страны. У вас есть все возможности цивилизованного мира, чтобы не ходить по грязи. Вы ими воспользуетесь? Я бы воспользовался.
Начнем с того, что шлейфы за дамам никто не носил, это удел совсем парадных платьев для совсем торжественных церемоний, не для балов.
Обычно танцевальное платье было гораздо короче повседневного. Потому что, оказывается, в коротком платье танцевать удобнее!
И еще одна придумка — чистое крыльцо, по которому ты спускаешься в карету и поднимаешься из нее в бальный зал.

Ответ на пост «Как выглядел и чем пах настоящий бал» Бал, Корпоративная культура, Подмостовье, Костюм, 19 век, 18 век, Платье, Длиннопост, Видео, Ответ на пост

Вот, например, усадьба Кусково. И ступеньки есть, и пандус, и окна бальной залы видно. И мостовой там никогда не было.

На словах то просто жесть. Если не знать, что масляные духи пахнут гораздо слабее современных спиртовых. А приходить на бал в сапогах было неприлично и неудобно. Во-первых, по дресскоду не подходят. Во-вторых, в кавалерийских сапогах неудобно ходить, а уж тем более тянуть носок в танцах.
Слово Денису Давыдову:

Опять факт подан очень однобоко. На бал пускали, а танцевать нет. И дам тоже. А все потому, что трогать партнера потными руками считалось неприличным.
И хочу отметить, что пороть дворян нельзя, автор. Телесные наказания — удел простолюдинов.

Если ты не умеешь танцевать, наверное. Но если с юных лет ими заниматься, как тогда было принято, то никаких проблем — прекрасный способ близкого социального контакта.

И именно поэтому благоразумные солидные мужчины и их спутницы в соседней зале играли в карты, фанты или просто общались. Вообще, по хронометражу и количеству вовлеченных непосредственно танцы основной составляющей бала не были. Собирались во многом рад них, но куда дольше мог длиться банкет, на котором присутствовали все.

Куда уж без туалетной темы, разумеется! В теории, обставить поход в туалет с шиком и помпой никто не мешал. Александр третий, например, любил в это время курить и принимать министров.
Но по факту обычно это делали как и сейчас — в одиночку. Вот так, например:

Читайте так же:
Джинсы бананы с чем носить сверху

Женский костюм Московской Руси

Нижней одеждой женщин была рубаха. Верхней – сарафан.

В. Суриков
Боярыня Морозова

Сарафан подпоясывался под грудью, держался на лямках и расширялся к низу. Украшался сарафан как просто вертикальной полоской, так и рядом декоративных пуговиц, чаще всего оловянных.

Шили сарафан из самых разнообразных тканей. Все зависело от того, кто будет носить данный сарафан – крестьянка или же боярыня. Так, сарафаны в Московской Руси шили из шелка, парчи или же холста.

К. Маковский
Под венец

Помимо сарафана женщины Московской Руси могли носить поневу или же запону – виды одежды, пришедшие из Киевской Руси.

Понева – это юбка, чаще всего с ромбовидным или же клетчатым рисунком. Запона – это накладная одежда, несшитая по бокам. Такую одежду носили поверх рубахи и с поясом.

Костюм Московской Руси

К. Маковский
Боярышня у окна с прялкой

Верхней женской одеждой в Московской Руси были летник, душегрея, телогрея. Летник – верхняя накладная одежда с колоколообразными свисающими до пола рукавами. Рукава и воротник летника украшались вошвами – треугольными кусками дорогой ткани (бархат или атлас), которые были расшиты жемчугом и золотом.

Костюм Московской Руси

М. Шибанов
Празднество свадебного договора
На данной картине девушка по центру изображена в душегреи

Душегрея – одежда, которая если и согревала, то исключительно дущу. Это была верхняя одежда, короткая (длиной до талии), на лямках, как и сарафан. Шилась душегрея из тканей с узорами и носили ее поверх сарафана.

А. Рябушкин
Семья купца в XVII веке
На данной картине слева изображена телогрея (белого цвета)

А вот телогрея уже могла согревать. Телогрея – это верхняя длинная одежда с застежкой спереди и с длинными рукавами. Застежка телогреи могла быть в виде пуговиц или же завязок.

К. Маковский
Сваха

Волосы женщины Московской Руси должны были прятать под головной убор. Чаще всего это был платок. Самым же нарядным головным убором времен Московской Руси, несомненно, являлся кокошник. Кокошники, как и сарафаны, со временем стали обязательными элементами русского народного костюма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector