Godiershop.ru

Гудиер Шоп
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Национальный костюм – важная часть культуры любого народа. По стилю одежды, тканям, из которых он выполнен, рисункам и узорам можно много узнать о жизни, обычаях и истории народа.

Узбекский костюм не является исключением из правил. Основные особенности его зародились в древние века. Он отражает национальную специфику, культуру и богатую историю этой азиатской страны. Большое значение на формирование стиля и видов одежды оказал ислам. Одежда должна была быть свободной и прикрывать все тело человека. И, конечно же, особенности климата тоже сыграли большую роль.

женский костюм

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»Фото: Бем Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер

В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.

Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.

Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.

Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Читайте так же:
Декатлон брюки спортивные для женщин

Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.

Распространенный тип — каляпуш

Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.

Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.

«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.

При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Читайте так же:
С чем носить бежевые брюки клеш женские

Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге

Турецкие веяния

Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.

К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.

Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».

То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваем о й. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский кост юм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Читайте так же:
Джинсы esprit женские размерная сетка

Традиционная узбекская одежда

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Узбекская мужская одежда

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Узбекская женская одежда

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки

Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.

Читайте так же:
Можно ли носить брюки бананы полным женщинам

Традиционный узбекский головной убор

Традиционный узбекский головной убор

Традиционный узбекский головной убор

Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек. Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.

Как связать тюбетейку крючком: советыкак связать тюбетейку крючком

как связать тюбетейку крючком

Вязать тюбетейку крючком совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Головной убор вяжется как салфетка — по кругу. Количество петель увеличивается за счет прибавок столбиков. Как только окружность дна тюбетейки достигнет нужного размера, продолжаем вязать уже без прибавлений до нужной высоты. В том числе без прибавлений вяжем мы и тулью тюбетейки.

Чем тоньше нитки и номер крючка вы берете в работу — тем меньше получится размер тюбетейки. По одной и той же схеме и с одинаковым количеством столбиков можно связать женскую и мужскую тюбетейки. Стоит только на первую вязать крючок 1,2 и нитки «Ирис», а на вторую — крючок 1,6 и нитки мулине.

Как связать тюбетейку крючком: схема

как связать тюбетейку крючком

Перейдем от слов к делу и приведем выбранные нами схемы для вязания удобных и легких летних шапочек-тюбетеек, которые и смотрятся отлично и голову от палящих лучей солнца защищают.

Как связать тюбетейку крючком: описание пошагово

Как уже было сказано выше, для тюбетейки мы берем хлопчатобумажные нитки. От толщины зависит размер. Вяжем плотно, особенно дно головного убора.

КЕРАМИКА

Еще одно древнейшее ремесло и настоящее искусство Узбекистана – керамика. Пиалы, чайники, сосуды-хумы, горшки, глиняные фигурки, изображающие бытовые сценки – есть из чего выбрать.

Центры гончарного искусства расположены в Ташкенте, Самарканде, Гиждуване, Шахрисябзе, в Хиве, в Риштане и других городах. Керамические изделия разных городов и районов страны различаются композицией узора, колоритом, орнаментом и эмоциональным настроем.

Читайте так же:
Брюки duran богатырь для женщин

Например, керамические изделия Риштана (располагается между Ферганой и Кокандом), древнейшего центра искусства керамики в Центральной Азии, характеризуются своими неповторимыми цветовыми гаммами, узорами и формами.

А роспись керамики из Бухары повторяет узор и цвета на мечетях и медресе. Узор тут расплывчатый, и если смотреть на него издалека, то создается интересный эффект.

Лайфхак: для того, чтобы удостовериться, что изделие сделано вручную, переверните его и посмотрите, есть ли на дне след от гончарного круга.

Древние традиции узбекского ковроткачества сегодня возрождаются во многих областях Узбекистана. Яркие, оригинальные, затейливые узоры, самобытный колорит (от красно-коричневого до красно-синего), яркость, бесчисленные варианты узоров все это позволило местным коврам завоевать большую известность во многих странах.

Домашнее ковроделие развивается в Ферганской долине, Нуратинском междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском, Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане. Центрами по производству и сбыту ковров являются также Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм. Мастерицы изготовляют длинноворсовые и коротковорсовые ковры (джульхирсы, гилямы), безворсовые ковры (паласы).

В чем секрет узбекского халата

А для начала, вспомним о свойствах термоса. И вообще, о физике. Не очень подробно и заумно, а коротко, из школьной программы.

Вы делали в школе экспериментальный опыт по таянию льда? Кто забыл, напомним — учитель приносит на урок брикет льда и просит у класса варианты его скорейшего таяния. Дети советуют укутать в шубу. Лед накрывают шубой, и что же? Он не тает.

То же самое и узбекский халат. Главные функции этого предмета одежды — не согревать и не охлаждать, а поддерживать температуру неизменной. Все просто и гениально. Конечно, в наши дни трудно представить себе человека, сидящего среди пустыни под палящими лучами, спасающегося от зноя в чапане. Но в государствах с жарким сухим климатом, это явление обычное для населения. И для многих стран с резко континентальным климатом, где лето знойное, узбекский халат был бы комфортной одеждой.

Кстати, если вы живете и не в субтропиках, то теплый халат с подкладкой на вате выручит вас в похолодание, когда отопление еще не подключено (или уже отключено). А в длинных рукавах, как в муфте, ваши руки всегда будут согреты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector