Увлекательная история русской народной рубахи
Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.
В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?
Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.
Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:
- Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
- Хлопковые ситцевые ткани.
- Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
- Натуральные шелка.
- Роскошный сверкающий атлас.
По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.
Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.
Мужской сюртук: история и особенности
Знаете ли вы, что в 1860-е годы Владимир Даль охарактеризовал пиджак как короткий мужской сюртук по бедра. Действительно, 19 век был эпохой, когда ключевой деталью мужского костюма был именно сюртук. В свое время, а именно в 18 веке, он пришел на смену более торжественному жюстокору и камзолу и продержался в мужской моде почти полтора века, претерпев, правда, серьезные изменения. От пиджака сюртук отличается в первую очередь длиной – его полы в некоторые моменты могли спускаться ниже колен, потому их приходилось подбирать, когда мужчина садился. Кроме того, у него отсутствуют выемки спереди.
Из каких тканей его шили
На протяжении полутора столетий мода на ткани менялась, но наиболее популярными тканями для пошива мужских сюртуков были эти:
- Казинет. Хлопчатобумажный или шерстяной, как правило, одноцветный, материал с саржевым плетением;
- Камлот. Материал из ангорской или верблюжьей шерсти с добавлением шелка;
- Шалон. Легкий шерстяной материал в диагональную полоску. Главная его особенность заключалась в том, что между изнаночной и лицевой частью не было никакой разницы.
Сегодня это кажется удивительным, но на протяжении позапрошлого века были в моде яркие цвета мужской одежды. Так, в России одно время был популярен цвет пылающего Парижа. Именно поэтому мужские сюртуки, фраки, пиджаки и прочие элементы ардероба тех времен шили из тканей зеленых, вишневых, брусничных и не только. Черные и серые цвета мужской одежды прочно вошли в обиход только в 1860-е годы. В конце 19 — начале 20 века также были допустимы серебристо-голубой и бежевый оттени для гардероба мужчин.
Типы креплений
Практически любая брошь конструктивно состоит из двух элементов: основы и закрепленной на ней застежки. Вид замка для броши во многом определяет не только дизайн, но и способ ношения украшения.
Виды застежек на брошках менее многообразны и более конструктивно просты, чем, допустим, застежки на цепочках, но некоторое разнообразие, дающее свободу выбора, присутствует и здесь:
- Булавка. Пожалуй, самый распространенный вариант для ювелирных и большинства бижутерных брошей – английская булавка. Как показывает практика, булавка для броши – наиболее надежное крепление: она не расстегивается самопроизвольно практически никогда. Более того: это редкий случай, когда застежка может существовать без основы: английские булавки в ювелирном воплощении могут декорироваться всевозможными камешками, подвесками, цепочками и представлять собой самостоятельные украшения. Да и собственно булавка может модифицироваться каким угодно образом: крепиться на шарнире, иметь дополнительную защиту от расстегивания и так далее.
- Игла. Брошь такого типа имеет простейшую конструкцию: по сути, это как портновская булавка, но с декоративной головкой. Эти украшения всегда воплощают либо изящество, либо лаконичную брутальность – массивными и броскими броши-булавки не бывают.
- Винт-гайка. Не слишком распространенный вариант: на основе броши имеется винт с резьбой, которым протыкают одежду. Для фиксации используется декоративная гайка. Крепление весьма надежно, но имеется нюанс: после снятия на украшения на одежде остается внушительное отверстие.
- Заколка. Интересный и многофункциональный аксессуар, способный служить как брошью (цепляется на воротник, горловину или любой другой край одежды), так и зажимом для шарфика либо украшением для волос. Тип крепления – заурядный подпружиненный зажим.
- Клипса. Брошь-клипса – это аксессуар, не предусматривающий проделывания отверстий в одежде, чем и удобна. Но зацепить ее можно исключительно за край одежды либо за галстук, что сужает сферу использования. В мужском варианте в таком виде часто существуют зажимы для галстуков. Однако существует и другая разновидность клипс, с проколом. На основе имеется заостренный штырек, которым протыкают одежду. С тыльной стороны такая брошь закрепляется зажимной клипсой, накрепко фиксирующей ее на одежде.
- Штанга. Достаточно редкое крепление броши – штанга. Она фиксируется на одежде с помощью миниатюрных навинчивающихся шариков и их всевозможных модификаций. Из-за особенностей конструкции такие броши существуют преимущественно в виде вышеупомянутых фибул и носятся на воротничке рубашечного типа. В силу этого, брошь-штанга выступает преимущественно как мужской аксессуар.
- Магнит. Очень удобный, но весьма ненадежный вариант. На основе броши и элементе крепления имеются разнополярные магниты. Теоретически такую брошь можно закрепить можно где угодно, причем одежда не пострадает, практически – такое украшение легко потерять, посему для ювелирных украшений такие замки не используются.
Английская булавка была изобретена отнюдь не в Туманном Альбионе. Ее разработал американец Уолтер Хант. Американский инженер быстренько запатентовал изобретение, что не помешало англичанину Чарльзу Роулею буквально через полгода получить патент на булавку уже у себя на родине.
Как выбирать брошь
Многие задаются вопросом, как подобрать себе брошь по характеру? Здесь можно дать лишь один совет: выбирайте то украшение, которое, как говорят в нашей стране, смотрит на тебя.
В моде броши в виде различных насекомых: жуков, бабочек, стрекоз. Эти изделия стоит крепить на ворот или борт пиджака или пальто. Носятся обычно в зимнюю или осеннюю пору, когда серый внешний вид нужно правильно чем-то интересным разбавить.
На лето можно подобрать себе украшения и виде цветов, тонких веточек, украшенных камнями, корзинок с камнями и т.д. Летние варианты не должны быть громоздкими и объемными, что не утяжелять образ. Но если вы надеваете светлый костюм, например, на деловую встречу, то обязательно его украсьте брошью.
Итак, надеемся, что вы теперь сможете четко разобраться в том, какие броши вам нравятся, а какие не очень. Но помните, что любая брошь, особенно инструктированная камнями, собирается механическим путем, то есть, все камни украшения крепятся при помощи лапок. Поэтому такие изделия ни в коем случае нельзя ронять на пол или хранить вместе с остальными украшениями, особенно при транспортировке. Так вы рискуете потерей камней, их поломкой или еще что более страшно – деформированием крепежных элементов брошей. Любое украшение особенно драгоценное просит к себе ухода, бережного отношения и заботы. Так оно прослужит вам не один десяток лет и перейдет в наследство к внукам и правнукам, как настоящая фамильная драгоценность.
Обувь, сумки и прочие украшения
К образу с накладным воротничком очень важно правильно подобрать обувь. К примеру, классический наряд с дерзким воротничком с заклепками будет сочетаться как с классическими лодочками на каблуках, так и с трендовыми оксфордами и лоферами.
Для наряда в офисном стиле подойдут закрытые ботильоны или лодочки на высоком каблуке. Если цветовая гамма платья, костюма или брюк с джемпером достаточно сдержанная, воротничок и туфли могут быть декорированы интересными деталями: камнями, ремешками, брошами.
Сумка обязательно должна сочетаться с воротничком не только по цвету, но и по отделке. Классический воротник лучше всего комбинировать с простыми кожаными сумками того же оттенка. Если на воротничке присутствуют бусины и камни, то и на сумке они должны быть.
В вечерний стиль впишутся клатчи, маленькие сумки на длинном ремешке, но не бесформенные модели.
Если воротник сам по себе очень нарядный, многослойный, с большим количеством декора, то сумка должна быть лаконичной и простой.
Что же касается прочих украшений, к накладному воротничку можно подобрать подходящие по стилю серьги и браслет, но на шею точно никаких украшений не требуется.
К меховому воротнику на пальто можно подобрать подходящую шапку и перчатки, которые будут иметь тот же цвет, что и воротничок.
Накладной воротничок — простой и доступный аксессуар, который может оживить любой образ. Он придает наряду нотку пикантности и изысканности, преображает платья, блузы и верхнюю одежду, делая девушку стильной и современной.
Средневековье
В средневековую одежду рукава пришли из Византии. XII век создал большое разнообразие вариантов рукавов, которые иногда приобретают фантастические формы. В это время возникает нормальный покрой прочно вшитого рукава. У него было много вариантов: висячие рукава, рукава крылья, воронкообразные, мешковидные, фунтиковые, кисетообразные, в складку, присборенные, с прорезями. XV и XVI века были эпохой сменных рукавов, которые большей частью дорого и пышно декорировались. Интересный факт: когда же расходы на одежду сильно выросли, а под рукава с прорезями надевался ещё один рукав, появились попытки положить ограничения этой роскоши специальными законами. В Регенсбурге горожанке разрешалось иметь только три пары рукавов.
Рукав эпохи барокко
Вот задание на финальный тур. Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка? (Слово из 5 букв)
Победитель игры решил сыграть в Суперигру.
Каким словом обозначали прием пищи между полдником и ужином?
Слово по горизонтали (14 букв). Каким словом раньше в некоторых российских селах обозначали прием пищи между полдником и ужином?
Ответ: Подвечеркивать (14 букв)
Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Слово слева по вертикали (5 букв). Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Слово справа по вертикали (4 буквы). Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Победитель не смог выиграть в Суперигре, но ведущий шоу Леонид Якубович решил оставить ему ноутбук.