Герой сказок Иван-дурак: описание образа, качества, цитаты
Герой сказок Иван-дурак: описание образа, качества, цитаты
Одним из самых любимых и известных персонажей русских сказок является Иван-дурак. На первый взгляд кажется, что какой-то деревенский лентяй и неумеха по счастливой случайности получает не только царевну в жены, но и половину царства. Если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что моральные качества Ивана-дурака не так уж просты. На самом деле, он только прикидывается дурачком, а смекалка и ловкость являются чуть ли не основными его чертами.
Опиши какими ты представляешь Иванушку, Сивку — бурку, братьев Ивана, их жён, царевну Елену Прекрасную.
Вы открыли страницу вопроса Как Сивка — бурка помогает Иванушке?. Он относится к категории Литература. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 — 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Литература, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
Пятый подвиг, который должен был совершитьГераклпо заданиюЭврисфея, состоял в том, чтобы поймать живым Эриманфского вепря – громадного, свирепого кабана, который жил на посвящённой богинеАртемидегоре Эриманф и опустошал область вокруг города Псофиды.
Родина — родная мать. Где я живу.
Если человек сильный, это не значит, что он может осилить свои душевные переживания.
Если ваш вопрос : " Назовите особенности древнерусской литературы", то вот ответ : 1) большинство древнерусский произведений не донесли до нас имена их авторов. 2) большинство из них хранилось в монастырях. 3) много раз переписывались и вследствие ..
Читая «Маленького принца», сердце окутывает сумм. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не просто Маленький принц, Пилот, Лис, пустыня. Эти рисунки воспроизводят настроение Сент — Экзюпери, его душу. Одиноким ч..
Краткий пересказ произведения) ) В «одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей» — семье Рудневых — организовывается вечер елки (лишь мать редко участвовала в многочисленных празднествах, считая общество своего мужа, детей и ..
События в книге Метерлинка «Синяя птица» начинаются в канун Рождества. Брат с сестрой Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы. Фея Бирюлюне вручает Тильтилю зеленую шапочку, украшенную алмазом, поворачивая который, можно попасть в разн..
Мелеховы. Семью Мелеховых соседи и все называют турками за их горбатый нос и не понятную (другим) красоту. Пантелей Прокофьевич — глава семьи. Очень властный и жесткий в плане воспитания. Когда он узнал о любви Григория с Аксиньей , то он принцип..
Основная идея поризведения и краткий анализ | Героем тяжело назвать, скорее — главный персонаж, Гобсек — ростовщик, является олицетворением власти денег над человеком. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглуша..
В 1553 году Иван Грозный приказал построить печатный двор (так тогда называли типографию) .
Что значит «Сивка-Бурка, вещая каурка…»? Объясняем простыми словами, почему так называли коня
Множество поколений выросло на сказке про «Сивку-Бурку, вещую каурку», но можем ли мы сегодня уверенно сказать — кто это такой? Разбираемся в этой, как оказалось, не совсем детской истории.
О чем сказка?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
На бумаге сказка впервые увидела свет в середине XVIII века. О ней решил поведать известный собиратель фольклора — Александра Николаевич Афанасьев. Исследователь культуры выпустил несколько версий оригинального сюжета и опубликовал произведение в своем сборнике «Народные русские сказки» (1855–1863 года).
Было у отца три сына — так начинается история. Перед смертью отец попросил приходить на его могилку следующие три дня. Но только младший, Иван-дурак, исполнил наказ. Поэтому отец передал ему заклинание, которое помогало вызывать волшебного коня. Благодаря помощи Сивки-Бурки Иван смог преодолеть множество трудностей и, в конце концов, жениться на царевне.
Почему у коня такое странное имя?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Все просто: это окрас коня. Он стал результатом смешивания трёх мастей, чего не бывает в реальной жизни.
- Сивый — это означает «серый» или «седой»;
- Бурый — о нем говорится как о «черном цвете с красноватым отливом»;
- Каурый — это «светло-каштановый и рыжеватый без видимых пятен».
Объединение этих трёх мастей означало, что лошадь была беспородной. Поэтому называя так животное, герой выражал свое пренебрежение к коню.
Но зачем Ивану нужно было «оскорблять» своего верного помощника? Существовало поверье, что хороших коней нужно специально ругать, ведь только так можно избежать зависти и сглаза.
Ведутся споры и насчёт рода сказочного животного. Ведь конь мужского рода, а к Сивке-Бурке обращаются в женском роде. Как оказалось, «вещий» согласуется с существительным «каурка», а оно общего рода.
Причем тут «Лист перед травой»?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Существует несколько мнений и версий. В фразеологическом словаре русского литературного языка выражение трактуют так: «явиться сразу или очень быстро».
Но само словосочетание «лист перед травой» кажется бессмыслицей. В книге Вадима Храппа «Происхождение слов и выражений» говорится о том, что это часть древнего языческого заговора. Трава предстает безусловной магической силой, которая может без труда заставить листик задрожать перед своим могуществом.
Конь — призрак?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Древние славяне считали коня священным животным и видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества. Конь был верным спутником Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Часто животное приносили в жертву на позорищах, ведь славяне были уверены, что лошадь является ещё и проводником в загробный мир.
Вот почему Сивка-Бурка воплощает в себе сразу три масти. В древних поверьях символическую роль играл именно окрас — якобы он менялся на протяжении дня. Утренняя заря ведет сидящих белых коней, днём они приобретают солнечный рыжий оттенок, а к вечеру заря уносит их с небосвода серым (сивым) цветом.
Конь из народной сказки был тотемным животным семьи Ивана, поэтому при помощи магического заклинания он мог явиться из царства мертвых. Дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу трёх членов семьи — прадеда, деда и отца. У каждого из них при жизни был конь своего цвета и они пришли как вестники с того света.
Конь был проводником солнца?
На севере России летнее солнце называли — Буркой, а вот зимнее — Сивкой. То есть сказочный конь имел ещё и силу языческих богов, что защищали нашу землю от напастей.
Белый цвет был символом набирающего силу солнца, поэтому Ярила предстает в образе красивого парня на белом коне. Этот образ почитали крестьяне, ведь сулил плодородие, удачу и оберегал дом.
Читать народные сказки вместе с детьми — это не скучная родительская обязанность. В известной каждому русскому ребенку истории о приключениях Ивана-дурака, оказывается, скрываются представления наших предков о потусторонних силах и о связи между мертвыми и живыми. И с помощью этих сюжетов и образов мы можем рассуждать вместе с детьми даже о самых сложных и глубоких вещах.
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
— Милые мои дети! Надо стеречь пшеницу каждую ночь по очереди, надо поймать вора!
Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.
Приходит утром домой и говорит:
— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын. И он так же всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти. Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.
В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет. Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по полю, скакал-скакал — никак не мог сбросить!
Стал конь просить Иванушку:
— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.
— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?
— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и появлюсь.
Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка поутру домой.
— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.
— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.
Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал.
Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:
— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит, да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!
Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:
— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я хочу поехать посмотреть на Елену Прекрасную!
— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!
Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:
— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!
Иван-царевич на Сером волке описание картины
Сюжет картины «Иван-царевич на Сером волке» взят из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк», которая также известна и печаталась под такими названиями, как «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» или просто «Жар-птица». Сказка является народной. За время своего существования она претерпела сильные изменения и имеет множество сюжетов. Специалисты насчитывают несколько десятков вариантов данной сказки. Большинству из нас сказка известна по произведению А. Н. Толстого (1940 г.).
Кратко перескажем сюжет сказки:
Из царского двора, где растёт яблоня с золотыми яблоками, кто-то повадился воровать яблоки. Царь повелел троим сыновьям поймать грабителя. Младший из сыновей, Иван, обнаружил, что ночью за яблоками прилетает Жар-птица. За награду в полцарства три сына отправляются на поиски. На перепутье братья разделяются. Иван идёт по той тропе, указатель на которой гласит: «Сам жив останется, а коня потеряет». Вскоре Иван-царевич теряет коня, но ему встречается тот самый волк, что изображён на картине. Волк говорит царевичу, что это он съел его коня и теперь будет ему помогать. В итоге Иван-Царевич не только находит Жар-птицу, но и выкрадывает Елену Прекрасную. Путь назад оказывается непрост. Но Серый волк помогает Ивану возвратиться домой с невестой.
На картине мы видим иллюстрацию данного сюжета. Иван-царевич и его верный друг Серый волк выкрадывают Елену Прекрасную и мчатся от погони. Вокруг стоит тёмный, дремучий и нехоженый лес. Под ногами у них болото с кувшинками, лес на заднем плане окутал зловещий туман. Всё это создаёт ощущение смертельной опасности. Однако в правой части картины мы можем увидеть цветущее дерево, которое символизирует удачный исход событий. Цветущее дерево — это яблоня, которая относит нас к сюжету известной сказки, которая началась как раз с того, что Жар-птица воровала в царском саду золотые яблоки.
Иван-царевич на Сером волке план сочинения
- Автор
- Сюжет
- Передний план (люди и волк)
- Болото, задний план и цветущая яблоня
- Мои впечатления
Сорок сороков — магия чисел
Нередко мы встречаем такую фразу, как «сорок сороков». Однако, что же он означает? На самом деле все предельно просто. В тот момент, когда данный термин начал появляться в сказках, он означал огромное количество чего-либо. В принципе само слово «сорок» может употребляться для обозначения множества.
Сказка про сороконожку
Например, у сороконожки нет 40 ног, а намного больше, но ее называют именно так, потому что 40 означает не просто «четыре десятка», а «большое количестве чего-либо».
Позже это устойчивое выражение стало обозначать совокупность московских храмов, многочисленность церквей в Старой Москве.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты
Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак