Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николай Гумилев: мореплаватель пустыни и косоглазый стрелок

Николай Гумилев: мореплаватель пустыни и косоглазый стрелок

Николай Гумилев19-летний гимназист. Фото: Legion-media.ru

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

В стихотворении «Память», написанном в год расстрела, Гумилев подбивал итог земной жизни. Вспоминал себя «некрасивым <…> колдовским ребенком». Того, кто решил, что «мир — коврик под его ногами». Ужасался себе, желавшему «стать богом и царем». Но любил «избранника свободы, мореплавателя и стрелка». Он написал, что змеи сбрасывают кожу, чтобы обновиться, а человек — души.

✔ Стих «Волшебная скрипка» написан Гумилевым восьмистопным хореем, стиль акмеизм, рифмовка перекрестная поочередно женская и мужская (улыбка – миры – скрипка – игры). Развитие сюжета последовательное, сначала герой восторгается светлой улыбкой мальчика, затем долго расписывает страдания, которые принесет владение волшебной скрипкой и в итоге отдает инструмент своему оппоненту – на владей!

Гумилев отлично играет эпитетами, показывая с их помощью глубину страстей. Уже в первой строфе пересекаются эпитеты_

Также отметим эпитеты:

Царственные звуки – Бешенные волки ((2 строфа).

  1. Волшебная скрипка.
  2. Смертный холод.
  3. Страшная смерть.
  1. Петь и плакать этим струнам.
  2. Обезумевший смычок.
  • Эти взоры – два луча.
  • Смертный холод обовьет, как тканью, тело.
  • Повелительные руки.
  • Бешеные волки в кровожадном исступленьи / В горло вцепятся зубами.
  • Владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ.

💔 Стихотворение показывает глубину покорения скрипкой человеческого сердца, оно поет гимн безумию музыканта, который остается в вечности, заплатив за это своим настоящим и душой.

5 главных женщин Николая Гумилёва: Вся жизнь в плену чувств

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Главной женщиной в судьбе литератора по праву является Анна Ахматова. Но Николай Гумилёв постоянно жил во власти чувств, никогда не страдал от отсутствия внимания со стороны женщин и щедро посвящал представительницам прекрасного пола свои стихотворения. Среди множества поклонниц были всё же несколько женщин, которые смогли оставить самый яркий след в его сердце. Но при этом Анне Ахматовой, несомненно, было отведено особенное место.

Анна Ахматова

Анна Ахматова. / Фото: www.livejournal.com

Николаю Гумилёву было 17, Анне Горенко – 14, когда они познакомились в Царском селе. Она стала для будущего поэта настоящим божеством, которое он вознёс на пьедестал своих чувств. Юная прелестница с удовольствием принимала ухаживания Гумилёва, кокетничала с ним и прогуливалась в окрестностях Царского села. Но когда поэт предложил девушке свои руку и сердце, она ответила категоричным отказом. Тогда Николай Гумилёв уехал в Париж, поступил в Сорбонну, но забыть девушку не мог.

Анна, немного потомившись без внимания своего друга юности, решила написать ему письмо. И вот уже влюблённый примчался в Крым, где в то время находилась его возлюбленная вместе со всей семьёй Горенко. Воодушевлённый поэт надеялся: теперь она точно станет его женой. Разочарование было горьким. Анна увидела на берегу погибших дельфинов, сочла это плохим знаком и снова отказала Гумилёву. Он даже попытался покончить жизнь самоубийством, но его спасли.

Николай Гумилёв и Анна Ахматова с сыном. / Фото: www.twitter.com

К моменту возвращения Гумилёва в Петербург, Анна Горенко уже успешно печаталась под фамилией Ахматова. Им волей-неволей приходилось пересекаться и вскоре девушка сменила гнев на милость: в 1910 году Гумилёв и Ахматова стали мужем и женой.

Восемь лет продержался их союз. Но каждый год был в жизни Ахматовой мучением. Супруг, обещавший ей райскую жизнь, очень скоро отправился на поиски новой музы. Укрепить этот брак не смогло даже рождение сына. Впрочем, когда Николай Гумилёв отправился на фронт во время Первой мировой войны, его жена тоже не стала хранить ему верность.

Анна Ахматова. / Фото: www.miraman.ru

Разочарованная в супруге, уставшая от его бесконечных измен, она нашла утешение в объятиях других мужчин. После возвращения Гумилёва с фронта супруги окончательно расстались. Позже у них были новые встречи и новые семьи. Когда Николай Гумилёв был расстрелян, Анна Ахматова стала называть себя его вдовой, бережно хранила его рукописи, издавала его книги и посвящала свои стихи.

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак). / Фото: loveread.me

Они впервые повстречались в Париже в 1907 году. Это не была любовь с первого взгляда, хотя именно тогда они почувствовали взаимную симпатию. Их сближали воспоминания о любимых местах на родине и возможность непринуждённого общения. Через два года они увиделись вновь, на этот раз в Петербурге. Теперь каждый увидел в этой случайной встрече в Академии художеств особый знак и противостоять этому не видели смысла.

Лизу Дмитриеву нельзя было назвать красавицей, но при этом она была настолько мягкой, простой и отзывчивой, что даже лёгкая хромота на этом фоне казалась незаметной. Николай Гумилёв влюбился и несколько раз делал девушке предложение руки и сердца. Но Лиза неизменно отвечала отказом. Она не желала быть подчинённой воле другого человека, а Гумилёв жаждал именно этого.

Читайте так же:
Что делать если джинсы пахнут краской

Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак). / Фото: nlb.by

Во время совместной поездки Гумилёва и Дмитриевой в мае 1909 года в Крым к Максимилиану Волошину выяснилось: давняя влюблённость Лизы в Максимилиана взаимна. Дмитриева попросила Гумилёва уехать из Коктебеля. Осенью того же года на страницах журнала «Аполлон» стали печатать стихи загадочной Черубины де Габиак. Образ поэтессы был придуман Максимилианом Волошиным и его возлюбленной.

Пренебрежительный отзыв Гумилёва о поэтессе в присутствии Волошина привёл соперников на берег Чёрной речки, где они стрелялись. К счастью, их дуэль обошлась без кровопролития.

Позже Лиза Дмитриева вышла замуж за инженера, а через 10 лет после заключения брака их арестовали и выслали в Екатеринодар. В 1928 году Елизавета Дмитриева скончалась в ссылке в Ташкенте.

Ольга Высотская

Ольга Высотская с сыном Орестом. / Фото: www.kino-teatr.ru

Роман поэта с актрисой театра Мейерхольда был бурным и скоротечным. Они познакомились в январе 1912, а спустя год с небольшим Ольга Высотская прервала отношения с Николаем Гумилёвым, не утруждая себя никакими объяснениями. Через несколько месяцев на свет появился Орест. Сына Николай Гумилёв никогда не видел, есть данные, что он даже не знал о его существовании. Орест Николаевич и сам до знакомства со старшим братом Львом Гумилёвым в 1937 году не догадывался о том, кто является его отцом.

Лариса Рейснер

Лариса Рейснер. / Фото: www.europe-echecs.com

Отношения Николая Гумилёва с Ларисой Рейснер продлились всего полгода. Поэт писал очередной своей музе красивые письма, посвящал поэтические строки и… одновременно ухаживал за Анной Энгельгардт. Лариса Михайловна крайне болезненно пережила разрыв с Гумилёвым и, по мнению биографов, пытаясь избавиться от обиды и пустоты, с головой окунулась в революционную деятельность. Позже пламенная революционерка признается: она никого не любила так, как Николая Гумилёва и простила ему все обиды.

Анна Энгельгардт

Анна Энгельгардт. / Фото: www.yeopen.com

Брак между Анной Энгельгардт и Николаем Гумилёвым был заключён зимой 1920 года, когда их дочери Елене было уже больше года. По воспоминаниям современников Анна была девушкой очень милой, однако не отличавшейся особенным умом. Поэт, выходя в свет со своей второй женой, часто просил её помолчать, ибо в молчании она кажется красивее.

Брат Анны Энгельгардт Александр Николаевич считал: Гумилёв совершил ошибку, женившись на его сестре. Девушка, обладавшая привлекательной внешностью, отличалась довольно тяжёлым характером. Это и стало причиной супружеской ссылки Анны. Она жила с матерью и тётей поэта в Бежецке, периодически наведываясь к мужу в Петербург. Но и с родственниками отношения у Анны не складывались: она капризничала и тратила баснословные суммы, присылаемые супругом на содержание.

Николай Гумилёв. / Фото: www.24smi.org

Позже поэт забрал жену в Петербург, где она служила в каком-то театре. После трагической гибели Гумилёва она не особенно отдавала себя отчёт в постигнувшем её горе. Несколько лет спустя Энгельгардт признавалась: расстроенная вестью о смерти супруга она плохо танцевала в театре. Анна Энгельгардт и дочь поэта Елена скончались от голода во время блокады Ленинграда.

Наследие, личность, судьба Николая Степановича Гумилева — поэта редкой индивидуальности — вызывают сейчас жгучий интерес. Его творчество при жизни автора привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность — мужеством и силой духа. Но долгие десятилетия стихи Гумилева не переиздавались. Имя его лишь изредка упоминалось.

Краткая биография

Николай Степанович Гумилёв родился 15 апреля 1886 г, в семье кронштадтского врача. В историю вошел как русский поэт, создатель нового литературного течения, названного акмеизмом; влиятельный литературный критик; прозаик и переводчик.

Детство, юность, учеба

Гумилёв родился в Кронштадте, но после того, как в 1895 г. отец ушёл в отставку, семья переехала в Санкт-Петербург. С ранних лет мальчик отличался слабым здоровьем, ежедневно страдал от резких головных болей. Кроме того, Коля мучился от повышенной чувствительности к звукам, запахам и вкусам, делающим жизнь невыносимой.

По рассказам Анны Ахматовой, первое четверостишие Гумилёв написал уже в шестилетнем возрасте. В 1894 г. начинает обучаться в Царскосельской гимназии, но из-за болезненного вида подвергается насмешкам и унижениям со стороны сверстников. Отучившись несколько месяцев, Николай переводится родителями на домашнее обучение.

Нарушенная психика и нежелание заниматься точными науками стали причиной того, что аттестат зрелости получил лишь в 20-летнем возрасте. К этому времени родители уже составили и издали первый сборник стихов сына.

Популярность

Рисунок 3. Н. Гумилёв в Абиссинии

Рисунок 3. Н. Гумилёв в Абиссинии

Завершив обучение, Николай Гумилёв отправляется в Париж. Здесь увлечённо посещает лекции литературоведения, выставки картин живописцев. Издаёт 3 номера литературного журнала «Сириус» со своими произведениями. В этом же журнале впервые напечаталась юная Ахматова.

Осенью 1908 г. отправляется в Египет. Когда заканчиваются деньги, живёт на улице, голодает. Временные сложности не отражаются на творческой деятельности. За это время пишет несколько стихов и рассказов:

  • «Крыса»;
  • «Ягуар»;
  • «Гиена»;
  • «Леопард»;
  • «Корабль».
Читайте так же:
Родительный падеж множественного числа чулки гольфы

Позже поэт ещё неоднократно вернётся на Африканский материк, но целью его поездки будет уже не досуг, а исследовательские экспедиции. Из них Николай каждый раз будет привозить различные предметы, которые позже попадут в музей антропологии и этнографии Санкт-Петербурга.

В перерывах между экспедициями Гумилёв успешно занимается публикацией своих произведений. В 1909 г. основывает журнал «Аполлон», издаёт свои «Письма о русской поэзии». Современники признают его значительным поэтом этого периода.

После вступления России в Первую мировую войну, Николай Гумилёв, насытившийся семейной жизнью с Анной Ахматовой, творчество которой современники ставили выше его стихов, записывается в ряды добровольцев. За годы службы удостаивается двух Георгиевских крестов. Завершает службу в Париже, где влюбляется в дочь известного хирурга, красавицу Елену дю Буше. Посвящает ей свой сборник нежных романтических стихов «К Синей звезде». На родину возвращается уже после того, как свершилась Октябрьская революция, в апреле 1918 г.

Николай Гумилёв очень гордился полученными Георгиевскими крестами. Однако. Анна Ахматова, относилась к ним скептически. Это можно понять в её стихах, адресованных сыну, Льву Гумилёву:

«Долетают редко вести

К нашему крыльцу.

Подарили белый крестик

Твоему отцу».

Друзья, знакомые

Рисунок 3. Н. Гумилёв и С. Городецкий

Рисунок 3. Н. Гумилёв и С. Городецкий

Благодаря сохранившимся историческим документам известно, что Николай Гумилёв был в дружеских отношениях с Брюсовым. Частая переписка стала причиной того, что в Париже Валерий Яковлевич рекомендует молодого поэта Мережковскому, Гиппиус и Белому. Однако те относятся к молодому таланту скептически.

В 1910 г. Николай близко общается с Максимилианом Волошиным, работает с ним над совместным проектом журнала «Аполлон», но отношения разрываются после того, как Елизавета Дмитриева, которой Гумилев предлагал руку и сердце, выходит замуж за его друга.

Из известных личностей, друживших с Н. Гумилёвым, можно отметить:

  • поэта-символиста В. Иванова;
  • критика И. Анненского;
  • поэта О. Мендельштама;
  • поэта С. Городецкого;
  • монахиню Марию (Елизавета Кузьмина-Караваева);
  • поэта М. Зенкевича.

Личная жизнь

Первой женой стала Анна Ахматова. В момент знакомства будущая поэтесса еще оставалась неизвестной. Обвенчались в 1910 г. после чего Николай ввёл ее в круг литераторов, познакомив со многими влиятельными людьми того периода. Буквально через несколько месяцев творчество жены стало оцениваться выше мужа. До конца жизни Николай Степанович не понимал, почему стихи Анны, существенно (по его мнению) уступавшие его произведениям, так высоко ценятся критиками. За годы совместной жизни Анна Ахматова родила сына Льва (1912 г/р), получившего фамилию отца.

Рисунок 4. Анна Ахматова

Вернувшись из Парижа, в августе 1918 г. Гумилёв и Ахматова оформляют развод, а в следующем году поэт женится на дочери историка и литературоведа Анне Энгельгардт. От этого брака родилась дочь Елена Гумилёва (1919 г/р). После того, как Николай умер, жена и дочка прожили почти 20 лет и скончались от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

Рисунок 5 Анна Энгельгардт

Рисунок 5 Анна Энгельгардт

У Николая Гумилева была связь с еще одной женщиной – Ольгой Николаевной Высотской. Ольга родила от поэта сына Ореста, и у Николая Степановича было трое внуков.

Творчество

Отличительной особенностью творчества Н. С. Гумилева является полное отсутствие политических тем. Именно это позволило успешно издаваться как в царское, так и в советское время.

Таблица 1. Избранное творчество Н. С. Гумилёва

Сборники стиховПьесыДраматические сцены и фрагментыПрозаПереводы
Путь конквистадоровДон Жуан в ЕгиптеАхилл и ОдиссейДитя АллахаТ. Готье «Эмали и камеи»
Романтические цветыИграЗелёный тюльпанЗаписки кавалеристаР. Браунинг «Пиппа проходит»
Чужое небоДитя АллахаКрасота МорниЧерный генералА. Самен «Полифем»
КостёрОтравленная туникаВверх по НилуУ. Шекспир «Фальстаф»
ШатёрОхота на носорогаКарты

Николай Степанович Гумилёв вошел в историю русской литературы, как поэт, использующий в своём творчестве уникальную декоративность и изысканность поэтического языка, любил все экзотическое и странное. Ходасевич сказал о нем, что механику стиха Гумилев понимал, как мало кто. Он был молод душей, в нем виднелось всегда что-то ребяческое. Впрочем, и погиб он совсем молодым – в 35 лет.

Краткое содержание

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Читайте так же:
Классные шорты бывшие джинсы левайс

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы» , как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшим глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни» . С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Потом она стала читать письмо. «Ах, это тот!» — так подумала с недовольством княгиня, поняв, что автором послания был ее тайный поклонник.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» , ежеминутное желание счастья Вере.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся» . Вера попросила мужа: «Лучше не нужно» , но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» .

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Читайте так же:
Черное платье с белым воротником от шанель

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить: история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме» . Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя» . Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души» .

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю» .

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя» .

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке» , которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» , – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона.» .

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти» .

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков» , княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое» . Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

Читайте так же:
Как надеть джинсы без ремня

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо» .

Надежда, мечта и реальность

Название произведения имеет глубокий смысл. Это символ надежды, света и добра, знак веры в возможности человека и оправданность его стремлений к мечтам.

Для Стильтона лампа была лишь средством показать своё преимущество и превосходство над глупым бедным человеком. Она должна была превратиться в символ никчёмной жизни одураченного бедняка. Но для Ива она стала источником света и озарила ему путь в светлое будущее. Идея произведения заключается в том, что тот, кто поставил перед собой важную цель, может стать хозяином собственной судьбы.

Зелёная лампа

Ещё одна важная тема «Зелёной лампы» Грина — мечта и реальность. Имея мечту, Джон стремится как можно скорее претворить её в жизнь, не жалея для этого средств: он спрашивает в библиотеке, какие книги ему нужно прочитать, чтобы стать доктором, покупает их, готовится к экзаменам с помощью своего соседа-студента.

Важная мысль приводится в цитате из произведения, которую произносит Джон: «Если желание сильно, то исполнение не замедлит».

Николай Гумилев «Она» анализ

Анализ произведений

Анализ стихотворения Гумилева «Она» поможет узнать жанр, тему, идею, средства выразительности

Николай Гумилев «Она» анализ

Год написания — 1912

Николай Гумилев «Она» история создания: стихотворение «Она» впервые опубликовано в сборнике «Чужое небо» в 1912 году, который критики считают первым по-настоящему акмеистическим. По словам А. Ахматовой, это стихотворения о ней.

Основная тема – тема любви лирического героя.

Основная мысль — только любовь делает человека счастливым.

Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

Композиция стихотворения:

Произведения состоит из трех частей:

Гумилев «Она» средства художественной выразительности:

— эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

— сравнения («четки сны ее, как тени»);

— гиперболы («держит молнии в руке»);

— метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль», «душа открыта жадно» ).

— аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

— Ассонанс. В стихотворении доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Н. Гумилев «Она»

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector