Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек в; футляре»: краткое содержание и; герои рассказа Чехова

«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова

А.П. Чехов, «Человек в футляре». Краткое содержание рассказа, кратчайший пересказ. Читать и слушать аудиокнигу. Главный герой – учитель Беликов, его характеристика, «маленький человек». Другие герои рассказа. Анализ: тема и проблематика. Как связаны рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»?

Фото «Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова

«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году.

В произведении рассказывается о гимназическом учителе Беликове, который жил словно в футляре: даже в хорошую погоду ходил с зонтиком и всё время боялся, «как бы чего не вышло». Коллеги пытались женить его на сестре учителя географии Вареньке, но Беликов так и не решился сделать предложение. Не выдержав насмешек, он вскоре умер. Лишь в гробу учитель казался наконец-то довольным: он нашёл себе футляр, где точно ничего не случится.

Рассказ входит в так называемую «Маленькую трилогию» Чехова. Историю Беликова рассказывает учитель Буркин ветеринару Ивану Иванычу; оба эти героя фигурируют также в произведениях «Крыжовник» и «О любви». Чехов изначально планировал продолжить серию рассказов, но эти планы так и не осуществились.

Содержание

Направление 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

✓ Герберт Уэллс, рассказ «Похищенная бацилла», 2 страницы

Потеря бактериологом бдительности чуть не оканчивается трагедией для всего человечества. Во время отсутствия учёного в лаборатории анархист похищает оттуда пробирку с бациллой азиатской холеры, чтобы отравить воду во всём в Лондоне.

✓ А. П. Платонов, рассказ «Песчаная учительница», 14 страниц

Знания школьной учительницы Марии Никифоровны помогают жителям села, расположенного на границе со среднеазиатской пустыней, спастись от голода и бедности.

✓ А. П. Чехов, рассказ «Лошадиная фамилия», 8 страниц

У отставного генерал-майора Булдеева сильно болели зубы. Перепробовав все народные методы, герой, наконец, решает обратиться к врачу.

Видел, как сняли шинель с Акакия Акакиевича, но не предпринял никаких действий, решил, что это его друзья остановили. Посоветовал пойти поутру к надзирателю, чтобы тот нашёл грабителей.

Первый, к кому обратился Акакий Акакиевич после ограбления. Он долго не мог к нему попасть, а когда он всё же его принял, то Башмачкин, после его вопросов понял, что заниматься грабителями он вряд ли будет.

Н. В. Гоголь "Шинель": характеристики героев, краткое содержание

Главные герои

Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.

Хамелеон главные герои

В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.

Полицейский надзиратель Очумелов

Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.

Хамелеон герои

Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:

— Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.

Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.

Ювелир Хрюкин

В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:

  • скандалист,
  • лицемер,
  • любитель приврать, выпить и получить выгоду за счет других.

Очумелов кто это

Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.

Городовой Елдырин

Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:

  • преклоняется перед надзирателем,
  • надевает его вещи,
  • все наказы Очумелова выполняет беспрекословно.

Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.

Главные герои “Мастера и Маргариты”

Воланд

Воланд

Воланд

Князь Тьмы, имя которого позаимствовано из “Фауста” Иоганна Гёте. Он является полной противоположностью Иешуа Га-Ноцри, хотя они даже не пересекаются в одной сюжетной линии. Главные герои “Мастера и Маргарита” называют Воланда Сатаной, но он отличается от своего прообраза в христианстве. Воланд честен и справедлив, ему свойственны проявления благородства и милосердия. Большинство литературоведов сходится во мнении, что в созданном Булгаковым мире Воланд олицетворяет собой не зло, а справедливость и возмездие. Он действительно творит то, что можно назвать злом, но все эти поступки являются лишь наказанием за аморальность. Таким образом, Воланд несёт людям справедливость и является олицетворением нравственного закона.

Читайте так же:
Школа олимпийского резерва по гольфу Немного об одежде

Азазелло

Азазелло

Азазелло

Имя Азазелло, одного из главных героев “Мастера и Маргариты”, основано на имени Азазеля, библейского падшего ангела. Азазелло – демон и убийца, в свите Воланда он выполняет “грязную работу”, то есть занимается насилием. Выглядит неприятно, как неопрятный разбойник, но истинный облик его совсем другой, более гармоничный. Что интересно, Азазель, его прообраз, по преданию был изобретателем холодного оружия и знаменосцем армии Ада, но в романе “Мастер и Маргарита” привычных рая и ада нет, а о богах персонажи говорят во множественном числе. Этим созданный Михаилом Булгаковым мир отличается от существующей в реальном мире христианской мифологии.

Коровьев (он же Фагот)

Коровьев

Коровьев

Ещё один демон. Фагот – его настоящее имя, но в Москве он известен под фамилией Коровьев. Многолик, представляется разными именами разным людям. Любит глумиться и устраивать шутки. Воланд упоминает, что Коровьев был обречён стать шутом навечно из-за неудачного каламбура о Свете и Тьме, им сочинённого.

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Кот Бегемот

Крупный кот, перемещающийся на задних лапах, подобно человеку, а заодно любимый шут Воланда. Состоит при Коровьеве, являясь его пажом, то есть помощником. В целом про этого необычного героя “Мастера и Маргариты” можно сказать, что он является скорее печальным персонажем, обречённым на вечные скитания со своим хозяином. Имя Бегемота, вероятно, является отсылкой к одноимённому демону чревоугодия – на Булгакова произвело неприятное впечатление жадность людей, сметавших деликатесы в валютном магазине, куда он и сам иногда заходил, когда получал валюту за зарубежную постановку своих пьес. Что интересно, кот Бегемот в прямом смысле слова является оборотнем, и он может принимать образ человек, представая в виде низкорослого толстяка с лицом, напоминающим кошачье.

Гелла

Гелла

Гелла

Служанка Воланда, молодая и привлекательная женщина. Её имя – отсылка к древнегреческой мифологии, согласно которой геллами называли молодыхженщин, умерших насильственной смертью и после этого переродившихся в вампиров. У Михаила Булгакова Гелла – именно вампирша, а шрам на её шее свидетельствует о том, что она тоже умерла не своей смертью. На протяжении всего романа Гелла появляется несколько раз, а в финальных эпизодах её нет вовсе. Вдова Булгакова утверждала, что это потому, что писатель про неё просто забыл. К тому же “Мастер и Маргарита” – роман незавершённый, он был собран по крупицам из отдельных листов рукописи уже после смерти автора.

Мастер

Мастер

Мастер и Маргарита

Писатель, выигравший в лотерею много денег – 100 тысяч рублей. Этот выигрыш дал ему возможность сосредоточиться на романе о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Но попытка публикации романа вызвала шквал негатива со стороны критиков, так что Мастер в отчаянии сжёг рукопись, после чего сошёл с ума и оказался в клинике для душевнобольных, где, согласно официальной версии, и остался навсегда. Но его роман заинтересовал Воланда, который своей силой вернул сожжённые рукописи, а самому Мастеру вместе с Маргаритой предоставил “место вечного покоя и уединения”. Прототипом этого героя ““Мастера и Маргариты” послужили, по мнению некоторых литературоведов, либо Максим Горький, либо Николай Гоголь. Впрочем, другие исследователи утверждают, что Мастер – это воплощение самого Михаила Булгакова.

Маргарита

Маргарита

Маргарита

Второй трагический герой романа “Мастер и Маргарита”. Состоит в браке с известным и обеспеченным военным, которого, однако, не любит, пусть и уважает. Прототипом Маргариты, скорее всего, послужила третья жена Михаила Булгакова. По ходу романа Маргарита влюбляется в Мастера и вместе с ним удаляется в “место вечного покоя и уединения”, предоставленное Воландом.

Иван Бездомный

Иван Бездомный

Мастер и Иван Бездомный в психиатрической лечебнице

Молодой поэт, из-за Первой Мировой войны и революции не получивший практически никакого образования. Представляет собой типичный продукт советской эпохи, неотёсанный и необразованный. Не разбирается ни в истории, ни в литературе, ни в чём бы то ни было ещё. По заказу Михаила Берлиоза пишет антирелигиозную поэму об Иисусе Христе, но после того, как становится свидетелем гибели Берлиоза, попадает в психиатрическую лечебницу. Позднее, спустя 7 лет, становится профессором-историком. По задумке Булгакова, это дискредитирует советское общество, в котором преданный партии человек, бездарный и необразованный поэт, за такой короткий срок может стать профессором лишь потому, что он признан “политически благонадёжным”.

Михаил Берлиоз

Михаил Берлиоз

Михаил Берлиоз

Неглупый и начитанный человек. Чересчур горделив, является убеждённым атеистом, чем безмерно гордится. Услышав предсказание о собственной смерти, почти сразу погибает, доказывая тем самым правоту Воланда, который точно составил его гороскоп. Михаил Берлиоз – однофамилец известного композитора Гектора Берлиоза, с которым его часто путают по ходу романа. Что интересно, другой герой “Мастера и Маргариты”, Стравинский, также является однофамильцем композитора Стравинского. А отрезанная голова Берлиоза, из которой позднее пьёт вино Воланд, является отсылкой к роману Александра Беляева “Голова профессора Доуэля”. Согласно одной из версий, прототипом Берлиоза послужил советский поэт Демьян Бедный, согласно другой – литературный критик Леопольд Авербах.

Театр Варьете

Римский, Лиходеев, Ласточкин, Варенуха, Соков – персонажи, выведенные в сатирическом ключе, порой даже гротескном. Все они в той или иной степени являются не то чтобы отрицательными героями “Мастера и Маргариты”, но уж точно не положительными. Лиходеев некомпетентен и безответственен, Варенуха глуп, все остальные сотрудники театра Варьете тоже олицетворяют собой разнообразные пороки.

Факты о Булгакове

Читайте также:
25 интересных фактов о Михаиле Булгакове
8 главных героев «Собачьего сердца» с характеристиками

Главный герой романа

Главный герой романа

Главный герой – центральное действующее лицо в произведении, основной двигатель сюжета, выразитель авторского замысла. На нем завязаны все сюжетные линии, и вся читательская любовь достается именно ему. Главный герой ищет истину, обретает просветление, побеждает зло. Читайте текст о том, каким бывает главный герой, и что думали по поводу его создания писатели с мировым именем.

Читайте так же:
Джинсы vigoss чей бренд

Протагонист

Теория литературы дает главному герою еще одно название — протагонист от греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής «борец». То есть первый, главный борец, сражающийся за победу: центральное действующее лицо художественного произведения. Протагонист находится в центре сюжета, все сюжетные линии так или иначе связаны с его действиями непосредственно, либо они пересекаются с главным героем в точке максимального напряжения конфликта.

Протагонист действует в соответствии со своим драматургическим предназначением, а именно с теми целями, достижение которых требует от него завязка романа. Именно протагонист становится главным выразителем авторских идей и средством реализации авторского замысла. Например, Филип Пиррип или попросту Пип – герой романа Чарльза Диккенса «Большие надежды» – растущий в семье кузнеца, после знакомства с прекрасной Эстеллой, стремиться стать джентльменом, войти в высшее общество, чтобы быть достойным своей возлюбленной. Шрлок Холмс хочет победить всю британскую преступность. Гарри Поттер – Волан-де-Морта. А Константин Левин – герой романа «Анна Каренина» жаждет обрести душевное спокойствие, а попутно постичь тайны управления имением.

Протагонист– это положительный персонаж, носитель истины, действующий из жизнеутверждающих побуждений. Его мотивировка исключительно созидательна. Протагонист может сомневаться в окружающем мире, но он неуклонно следует собственному кодексу чести, не нарушая нравственные законы и не вставая на сторону зла. В этом смысле протагонистом является герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринев, герой «Войны и мира» Толстого Пьер Безухов, Данко – герой одноименного рассказа Горького, Холден Колфилд‑ герой романа «Над пропастью во ржи» (Ловец во ржи) Сэлинджера, Шерлок Холмс, Д’Артаньян, Элли из «Волшебника Изумрудного города».

Это положительные герои. Но нам известно множество главных героев, которых нельзя назвать «хорошими» в привычном нам значении слова. Это люди, нарушающие свод этических законов, заблуждающиеся в выборе правильного пути, попирающие общепринятые ценности или, не мучаясь вопросами этики и морали, просто выбирающие сторону зла. Среди них Печорин, Раскольников, Воланд, Дориан Грей, Фауст Гётэ, Эмма Бовари, Скарлет О’Харра. Таких героев называют антигероями– они лишены героических черт в их привычном понимании, но при этом занимаются центральное место в произведении.

Антагонист

В большинстве романов протагонисту противопоставлен персонаж, которого называют антагонистомот древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Антагонистэто персонаж, который противодействует главному герою в достижении его целей. Волан-де-Морт – антагонист Гарри Поттера, профессор Мориарти – антагонист Шерлока Холмса.

Противником главного героя может выступать не только злодей: антагонистичными могут быть силы стихии (например, море – в рассказе Хемингуэя «Старик и море»), мировые катаклизмы (чаще всего, войны – «Прощай, оружие» Хемингуэя, «Доктор Живаго» Пастернака и др.), общественные законы (например, предубеждения расового характера в «Убить пересмешника» Харпер Ли, предубеждения против развода супругов в «Анне Карениной» Льва Толстого).

Но что бы ни вставало у него на пути, главный герой пытается преодолеть эти препятствия, что и составляет основное действие произведения. А вот в чью пользу решается противостояние главного героя и антагониста (или антагонистических сил) зависит от авторского замысла.

Идеальное число главных героев

Все сюжетные линии так или иначе связаны с линией главного героя, его действиями и помыслами. В подавляющем большинстве романов действует один главный герой, остальные, даже самые важные для действия персонажи играют роль второстепенных.

Но автор может вывести в одном произведении и несколько равноправных главных героев: в таком случае повествование разворачивается параллельно сразу в нескольких направлениях.

В качестве примера вспомним «Улитку на склоне» Стругацких: в романе одновременно развиваются две самостоятельные сюжетные линии, одна из которых посвящена Перецу, мечтающему о Лесе и стремящемуся уехать из Управления, другая – бывшему исследователю Леса Кандиду, потерпевшему вертолетную аварию, потерявшему память и живущему в Лесу в общине местных аборигенов, пытающемуся обрести память и себя. Сюжетные линии связаны образом Леса, в остальном они изолированы друг ори друга и никак не пересекаются.

Два главных героя Микаэль Блумквист и Лисбет Саландр – изображены в романах Стига Ларсона «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, сжигавшая воздушные замки», «Девушка, игравшая с огнем». Казалось бы, все действие связано с Саландер, однако Блумквист двигает сюжет так же активно, и львиная доля текста посвящена ему, поэтому выделить одного главного героя в этом тесте решительно невозможно.

Однако в подавляющем большинстве романов действует один главный герой, а помогают двигать действие второстепенные герои. Даже в цикле про Шерлока Холмса коллега и друг знаменитого сыщика доктор Ватсон играет второстепенную роль, хоть и участвует в большинстве эпизодов, и ведёт само повествование, анализирует ситуацию, даёт характеристику персонажам – он главный рассказчик и в то же время в иерархии персонажей Ватсон занимает вторую позицию. Его задача — способствовать раскрытию образа главного героя.

Тот же прием мы встречаем в «Великом Гетсби» Фицджеральда: герой-рассказчик повествует о главном герое романа – своём загадочном соседе миллионере по фамилии Гетсби, характеризует его и рассказывает историю, произошедшую с ним. С точки зрения концепции главного героя «Великий Гетсби» очень (извините за формализм) показательное произведение, поскольку это роман о герое, а раскрытие его образа – основная двигательная сила сюжета, составляющая центральную тему произведения.

Читайте так же:
Бомбер шоу тату салон

Тот же приём используется в «Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэжлинджера. Постепенно читатель узнает о герое все больше и больше, благодаря событиям, происходящим с ним, то есть роман становится историей не о событиях, а о главном герое, его основная задача – раскрыть характер Холдена Колфилда.

Фицджеральд, Марк Твен, Стиг Ларсон, Сид Филд о главных героях

Фрэнсис Скотт Фицджеральд утверждал:

«Начните с конкретного человека, и вы обнаружите, что создали типический образ. Начните с типического образа, и поймете, что вы не создали ничего. Ровным счетом».

Стиг Ларссон, автор «Девушки с татуировкой дракона», в письме к издателю объяснял, что сознательно пошел против типизации, создавая главного героя — журналиста-расследователя и других персонажей:

«Я пытался создать героев, радикально отличающихся от традиционных персонажей детективов. Поэтому у Микаэля Блумквиста нет язвы, нет проблем с алкоголем и экзистенциальных страданий. Он не ходит в оперу, не занимается каким-нибудь странным хобби вроде моделирования самолетов; по большому счету у него нет проблем, а его главной характерной чертой является то, что он ведет себя как типичная «шлюха» — да он и сам это признает. Кроме того, я сознательно изменил гендерные модели поведения: Блумквист во многом играет роль «красотки», а Лисбет Саландер демонстрирует характер и качества, традиционно приписываемые мужчинам. Моей главной задачей было ни в коем случае не идеализировать преступление и преступника и не делать жертв стереотипными».

Марк Твен говорил:

«Признак любой хорошей книги — то, насколько вас увлекают герои, желаете ли вы, чтобы положительные персонажи добились успеха, а отрицательные получили по заслугам. Но в большинстве книг читателю хочется как можно быстрее отправить их всех в ад».

Голливудский гуру от сценарного мастерства Сид Филд, написавший «Киносценарий», так описывал главного героя:

«<Главный герой> — это самый важный компонент в вашем сценарии, его краеугольный камень. Сердце, душа и нервная система вашего рассказа. Перед тем как взяться за перо, вы должны знать все о своем персонаже.

Желания героя двигают сюжет

Сид Филд в «Киносценарии» так рассказывал о желаниях героя, двигающих сюжет и позволяющих раскрываться характеру персонажей:

«Драматургическое предназначение– то, что герой хочет получить, выиграть или чего он хочет достичь. …Драма – это конфликт. Если вы знаете нужду своего героя, то можете создать препятствия, которые он должен преодолеть. То, как ваш герой с ними справляется, – это сюжет. Конфликт, борьба, преодоление внутренних и внешних препятствий – все это первоочередные элементы любой драмы и даже комедии. На плечи писателя ложится ответственность за то, чтобы интерес читателя или зрителя не угасал от начала и до конца. В этом смысле работа сценариста заключается в том, чтобы читатель охотно переворачивал страницы. Сюжет должен развиваться вплоть до развязки». То есть желания героя становятся двигателем сюжета, потому что по воле автора они часто идут вразрез с происходящими событиями. Так ситуация максимально обостряется, что заставляет читателя быть в постоянном

В книге «Код бестселлера» Джоди Арчера и Мэтью Л. Джокерс тоже рассказывают о том, что движущей силой сюжета оказываются желания главного героя, заставляющие его действовать определенным образом:

«Наша концепция персонажа (одна из многих возможных) заключается в том, что персонаж должен действовать – в этих действиях выражается его агентивность. А действия автор может адекватно описать только глаголами. “Даниэла была счастлива”, “Даниэла смеялась” и “Даниэла сияла” – все это характеризует героиню по-разному. Ключ к пониманию – глаголы. Вот четыре основных глагола этой категории для бестселлеров – это need (нуждаться), want (хотеть), miss (скучать) и love (любить). Всевозможные переходы между этими словами образуют сюжеты многих классических романов и самых популярных бестселлеров. »

Действие – двигатель сюжета. Персонаж, испытывающий потребность в чем-то, должен что-то сделать, отправиться в путешествие, взаимодействовать с людьми, возможно – вступить в конфликт. То, в чем нуждаются главные герои, и то, как они эти потребности удовлетворяют, помогает нам понять их характеры и обеспечить сюжету неожиданные повороты.

Борьба за счастье – лучший путь главного героя

Автор книги «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд в цикле лекций для начинающих литераторов так говорила про конфликт и борьбу в произведении:

«Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше это будет для драматизации. Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя… «Чем больше в рассказе борьбы, тем лучше сюжет».

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Автор: Гоголь Н.В. | Дата публикации: 1832 | Форма произведения: повесть | Жанр: фантастический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 6-10 часов |

Темы: добро и зло, изъяны общества, любовь, месть и великодушие, милосердие и жестокость, ответственность, патриотизм, религия и бог, смелость и трусость

Рассказчик собрал в этом произведении страшилки и истории на зимних посиделках в Диканьке.

Сорочинская ярмарка

Иллюстрация Г. Спирина

Солопий Черевик с собственной дочкой Параской и женой, которая приходилась мачехой девушке, поехал на ярмарку в Сорочинец. Во время поездки девушка понравилась щеголеватому парубку, который ругался со склочной мачехой.

После прибытия на место Черевик с Параской пришли на ярмарку и узнали, что торговцы боятся появления красной свитки. Черевик увидел, что его дочь находится в объятиях парубка. Молодой человек угостил Солопия пивом и даже получил согласие на свадьбу. Однако мачеха не приняла его кандидатуру.

Читайте так же:
Дубленка мех горного козла

Вечером появилась красная свитка. Ее историю поведал кум. Черта изгнали из ада за провинность. Он пропил красную свитку, и она передавалась из рук в руки. Свитка доставляла собственным хозяевам лишь несчастья. Последний владелец изрубил ее и раскидал части по округе. С того времени черт ходил на ярмарке и собирал эти куски.

Желая получить Параску в жены, молодой человек использовал данную легенду как хитрость. Его приятели испугали всех, вставив в окна дома кума ужасные рыла свиней. Далее они подкинули Черевику часть красной свитки, сказали, что он и кум украли кобылу, связали их и закрыли в сарае. Из заточения их вызволил парубок. Благодаря этому спасению парубку разрешили взять в жены Параску.

Вечер накануне Ивана Купала

Иллюстрация Г. Спирина

Около века назад в Диканьке жил Корж. У него были сын Ивась, дочь Пидорка и работник Петрусь. Узнав, что между дочерью и работником романтические отношения, отец прогнал Петруся, а девушку собрался отдать в жены за состоятельного ляха.

Оказать помощь Петрусю захотел Басаврюк. Он пообещал огромное вознаграждение за цветок папоротника. Работник сорвал папоротник, а Басаврюк привел его к ведьме. Она поворожила над цветком, и тот показал место, в котором находится клад. Чтобы достать сундук, необходима была невинная кровь. Петрусь помутился разумом и убил сына Коржа. Придя в себя, Петрусь ничего не помнил и отдал золото Коржу. Состоялась свадьба. Петрусь постоянно старался вспомнить детали той ночи, поэтому скоро сошел с ума.

Молодая супруга обратилась к знахарке. Это была та самая ведьма и Петрусь узнал ее. При появлении ведьмы молодой человек все вспомнил и кинул топор. Ведьма обратилась в Ивася, который был залит кровью. Девушка в ужасе убежала на улицу. Когда она вошла обратно в дом, Петрусь превратился в пепел, а золото стало битыми черепками. В скором времени девушка стала богомолкой. Басаврюка все стали сторониться.

Майская ночь, или Утопленница

И. Крамской. Русалки. 1871

Теплым летним вечерком собралась компания молодых парубков и девушек, чтобы весело провести время и попеть песни. Был среди них и Левко, сын местного головы. Вскоре он отделился от молодежи и направился к дому своей возлюбленной Ганны. Он давно любил ее, но отец парня даже слышать не хотел о свадьбе и запретил Левко думать об этом.

Вышла из дома Ганна, молодые люди завели беседу, которая прерывалась нежными объятиями и объяснениями. С того места у пруда, где они находились, был виден старый дом, о котором ходили легенды. Девушка попросила Левко рассказать о нем подробнее. Вот, что поведал Левко. Когда-то в том доме проживал пан сотник с женой и дочкой. Когда жена умерла, сотник привел в дом новую супругу, очень молодую и красивую, которая лютой ненавистью возненавидела падчерицу. Какими только способами не сживала она ее со света! В конце концов она уговорила мужа, чтобы тот выгнал панночку из дома. Заливаясь слезами от несправедливости и предательства отца, панночка прибежала на берег озера и бросилась в воду. Там, под водой, она стала предводительницей над всеми утопленницами. Месть не давала ей покоя. Однажды, когда мачеха была на берегу, панночке удалось схватить ее и утащить под воду. Но мачехе, которая как оказалось, была ведьмой, удалось превратиться в одну из утопленниц, которые были подругами панночки. Теперь панночка не могла понять, кто из утопленниц ее мачеха.

Левко стало известно, что на Ганну положил глаз его отец и собирается жениться на ней. Он подговорил друзей и они, облачившись в черные тулупы стали по ночам пугать местного голову. Однажды, после одной такой шалости Левко прилег отдохнуть на берегу пруда. Стояла тихая майская ночь, и парубок впал в какую-то полудрему. Вдруг, в окне дома, который отражался на глади пруда, он увидел панночку. Она манила его к себе.

Левко подошел, и панночка стала умолять его помочь определить среди утопленниц мачеху. Она затеяла игру, во время которой ворон ловит цыплят. Все утопленницы изображали кто цыплят, а кто ворона. Вдруг Левко заметил, что взгляд утопленницы, изображавшей ворона, засветился злобой. Парубок указал панночке на ведьму, а она в благодарность дала ему записку, прочитав которую отец Левко тут же дал согласие на свадьбу сына и Ганны.

Пропавшая грамота

Иллюстрация Р. Штейна

Дед из Диканьки был отправлен к царице с грамотой. Грамота была зашита в шапку. Дед по пути загулял с запорожцем, который вечером рассказал, что продал свою душу черту, а сегодня ночью долг нужно будет отдать. Дед собирался оказать помощь запорожцу и не спать. Однако он все-таки уснул, а утром запорожец пропал: вместе с ним кони, деньги и шапка с грамотой.

Шинкарь поведал ему, как найти черта. Дед поехал возвращать грамоту. Ночью он оказался в лесу у костра. Около костра он обнаружил страшные рожи. Дед поведал им, зачем явился, отдал последние деньги и оказался за столом с чертями и ведьмами.

Одна из ведьм предложила ему три раза сыграть в дурака. В случае выигрыша он получит шапку обратно. При проигрыше сгинет. Дед два раза проиграл. Потом скрытно перекрестил карты и одержал победу. Шапку он получил. Набравшись храбрости, он стал требовать назад коня, однако конь был съеден чертями. Вместо своей лошади ему вручили дьявольского скакуна. Конь скакал над всеми пропастями.

Дед не удержался и упал. Пришел в себя он на крыше своего дома, а его супруга в этот момент спала сидя. Во время сна она подпрыгивала. Перед отправлением к царице дед не освятил свой дом. С той поры один раз в году его супруга плясала во время сна.

Читайте так же:
«Торжество над самим собой есть венец философии»

Ночь перед Рождеством

Иллюстрация М. Петрова

Рождественским вечером Вакула, кузнец, явился к возлюбленной Оксане, дочери состоятельного казака Чуба. Девушка была красива, но с капризным характером. Оксана заявила, что станет женой кузнеца только тогда, когда он достанет ей черевички, которые принадлежат царице.

Солоха была ведьмой и матерью Вакулы. У нее в гостях побывало сразу несколько гостей: черт, за ним голова, потом дьяк и Чуб. Все они были спрятаны хозяйкой от сына в мешки. Расстроенный кузнец взял эти мешки и отнес на улицу. Там он повстречал свою возлюбленную, которая повторила собственное условие.

Оставив мешки на улице, и взяв с собой самый маленький, в котором находился черт, кузнец пошел к колдуну Пацюку. Колдун сказал, что ему не надо помогать тому, у кого черт есть черт за спиной. Из мешка появился черт и пожелал заключить с кузнецом сделку. Но Вакула взял его за хвост, сел на него верхом и приказал доставить его к царице.

Оказавшись во дворце, Вакуле удалось получить от царицы черевички. В это же время в селе появился слух о том, что кузнец покончил с собой, а молодые люди во время колядок обнаружили в мешках на улице уважаемых людей. Оксана провела всю ночь без сна и на утро поняла, что влюбилась в кузнеца. Вакула отдал ей черевички, но она и так уже была готова стать его женой.

Страшная месть

Иллюстрация В. Маковского

На свадьбу сына Горобца был приглашен Данил Бурульбаш с женой Катериной. Во время благословления молодоженов иконами в толпе гостей был колдун, однако он испугался святого места и исчез. После свадьбы Данило проезжал мимо кладбища и видел там шатающиеся кресты и восставших мертвецов.

Дома он поругался с тестем. После этого его жене приснилось, что ее родитель является тем самым колдуном. Данило поехал к замку колдуна и в окно увидел собственного тестя, который занимался ворожбой. Колдун призвал душу жены Данилы и пытался заставить ее влюбиться в него, но у него ничего не вышло. Когда Данило вернулся домой, он рассказал об увиденном жене. Колдуна заковали в железные цепи. Он дал Катерине обещание начать новую жизнь, и девушка отпустила его. Данило погиб во время нападения на село ляхов. Колдун вновь призвал душу дочери в своем замке. Однако к нему пришел кто-то ужасный.

Катерина стала жить у Горобца. Однажды после пробуждения она обнаружила его мертвым, обезумела и стала всюду искать отца, собираясь его убить. Отец сам нашел ее, намереваясь взять ее с собой. Но девушка узнала колдуна, бросилась на него с ножом. Отец убил собственную дочь.

В это же время на вершине гор появился огромный всадник с младенцем. Колдун увидел в нем ужасного гостя, посетившего его в момент ворожбы. Это его испугало и он пустился в бегство, но в какую сторону бы он не направлялся, его дорога каждый раз приходила к горам. Тут всадник обратил собственный взор на колдуна и тот умер. Всадник бросил его тело в пропасть.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Иллюстрация А. Каневского

Этот рассказ был записан в тетрадь, но жена рассказчика взяла из нее несколько листов. По этой причине конец этой повести неизвестен.

Шпонька был робким и прилежным человеком. Спустя два года после кончины отца он отправился служить в пехоту и получил звание поручика. Мать его скончалась, и хозяйство вела тетка. Тетка требовала, чтобы Иван сам управлял хозяйством. Шпонька получил отставку и направился в собственное имение. Во время дороги он познакомился со своим соседом Строченко. Тетка вспомнила, что село подарил Шпоньке прежний хозяин, поэтому она послала племянника забрать дарственную.

Строченко принял его в качестве дорогого гостя, однако, услышав про дарственную, внезапно изменился. Иван вернулся домой ни с чем. Тетка почувствовала досаду от такого поведения соседа и решила женить Ивана на сестре Строченко. Это очень смутило ее племянника: ему стали являться кошмары. Тетка придумала иной план, но на этом повесть закончилась.

Заколдованное место

Иллюстрация М. Петрова

Когда Панько был ребенком, его отец отправился торговать табаком. Дома остались жена, три сына и дед. Вечером пришли старые друзья деда и организовали гулянку. Дед начал плясать. Но дойдя до грядки, остановился: он ни единожды начинал плясать, но каждый раз танец прекращался на одном месте.

Оказавшись снова у грядки, вокруг деда возникло чистое поле. Пока он пытался оттуда выбраться, стемнело. Недалеко на могилке он увидел свет и подумал, что в этом месте находится клад, поэтому пометил место, решив взять инструмент и вернуться сюда, когда будет светло.

Дед вернулся за кладом, однако найти помеченную могилку у него не получилось. Домой он пришел ни с чем. На следующий вечер, перекапывая грядку, он оказался у могилки.

Он откопал котел, и тут же вокруг него появилась нечисть, стала запугивать, повторяла его слова и не позволяла взять найденное. Дед взял добычу и побежал. Дома, открыв котел, он обнаружил в нем мусор и другую гадость. Заколдованное место он обнес плетнем, и ходить туда с того времени считалось чем-то непотребным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector