Godiershop.ru

Гудиер Шоп
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Происхождение черкески и её «классический» вид

Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей.

Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.

Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.

Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.

Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.

Казацкие черкески

Появление черкески у казаков — явление запутанное и туманное. С одной стороны, само название «цый» (черкеска) явно относит нас к тому факту, что впервые наши бойцы увидали эту одежду именно у народов Северного Кавказа. Подобную точку зрения подтверждает и известный историк Кавказа генерал Иван Попко:

Читайте так же:
Какие блузки можно носить с джинсами после 40 лет

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Волжский и донской казаки

Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?

Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.

Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».

С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.

Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.

Черкеска сдаёт боевые позиции

Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.

Читайте так же:
Джинсы vigoss чей бренд

Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Черкеска защитного цвета

После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.

Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.

Мужская одежда

Судя по археологическим материалам, полученным из погребальных памятников Горной Ингушетии, средневековый костюм мужчины состоял из двух одежд. На нижнюю (нательную) одежду надевался длинный шерстяной кафтан, доходящий до колен, и широкие шаровары из грубой шерстяной ткани, на ноги надевались мягкие козловые сапоги (ноговицы), а на голову — мягкая стеганая шапка. В погребениях более позднего времени встречаются черкески с газырями, меховые барашковые шапки (папахи). Кафтаны и черкески опоясывались одним или двумя кожаными поясами с железными и бронзовыми пряжками, тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. К поясам подвешивались кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. И обязательно холодное оружие: железные ножи с деревянными и костяными рукоятками, в кожаных ножнах, а также сабли и кинжалы.

Костюм ингуша ко второй половине XVIII – началу XIX вв., судя по данным письменных источников, практически ничем не отличался от костюма соседних горских народов. Юлиус фон Клапрот в начале XIX в отмечает, что одежда ингушей похожа на одежду других кавказцев, но она, как и их оружие, выглядит изысканнее. Она состояла из короткой «чохи» (черкески) с газырями, длинных штанов, плотно прилегающих внизу к щиколотке, из темно-коричневого неплотного сукна. На ногах – кожаная обувь без крепкой подошвы, а на голове – «шапочка из бараньей шкуры». При езде верхом ингуши надевают длинные шерстяные носки выше колен, и покрываются буркой, служащей надежной защитой от дождя и снега. Для такой же цели служит башлык – остроконечный суконный колпак, закрывающий лицо до глаз и носа. Непременным атрибутом одежды ингуша является оружие: на поясе у него всегда кинжал, а при полном вооружении – сабля и ружье.

Читайте так же:
Бомбер клэш оф кланс Немного об одежде

Обувь составляли сафьяновые чувяки, иногда − башмаки или сапоги, подбитые железными скобками.

Головной убор

В качестве головного убора ингушами использовалась цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже − меховая с цветным верхом.

Кроме того, специфическую форму имел другой ингушский мужской головной убор «элтар-кий» — высокая, несколько расширяющаяся кверху папаха, поверх нее в ненастную погоду накидывали башлык. У ингушей башлык имел впереди небольшой козырек, выкроенный под прямым углом.

Аксессуары

Некоторые функциональные компоненты мужского костюма могли служить и украшениями, такие как пояс (ингуш. тIexкap), газыри (ингуш. бустамаш), часы (ингуш. сахьат) и др. Выделяли два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором; из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Такие пояса носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы.

Отличие черкески от сходных по покрою кафтанов и т. п. видов одежды составляют карманчики для газырей, которые с конца XVIII в. стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. В эти карманы вставлялись газыри (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В узких длинных карманчиках хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные крышки, украшенные серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью. Охватывая практически всю грудь, газыри выполняли и защитную функцию, прикрывая тело от рубящих ударов холодным оружием.

В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы, однако данные относительно существования подобных украшений в более поздний период очень скудны.

Со второй половины XIX в. роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы. Часы выполняли не только практическую функцию, но и использовались как дорогой престижный аксессуар. По мере расширения их производства и удешевления главным образом серебряные часы стали использоваться как вид подарка.

Религия

В древности народ исповедовал зороастризм, затем кубачинцы были исламизированы в 14-17 веках. Они являются последними из всех дагестанских народов, который принял эту религию. Распространено было среди народности и христианство. Сегодня кубачинцы являются мусульманами-суннитами, но сохраняют языческие ритуалы.

До 20 века присутствовали доисламские традиционные верования, проводились обряды, во время которых люди вызывали дождь и солнце. Кубачинцы почитали священные деревья, существовал культ орла, различных животных. Проводились магические обряды для лечения от сглаза, носили амулеты, талисманы.

Кубачинская традиционная кухня очень схожа с пищей народов Дагестана, но есть в ней особенности, связанные со способом приготовления, названиями, ингредиентами. Основные продукты в рационе народа — это мясо, масло, творог, сыр, крупы. Распространен хинкал, приготовленный из кукурузной, пшеничной муки. Из первых блюд готовят супы с добавлением фасоли, чечевицы, риса. Пекут пироги «чуду», «аля-кутце», делают вареники с различными начинками: мясом, яйцом, творогом, картофелем, крапивой, тыквой, требухой, домашним плавленым сыром. Из молока готовят супы с лапшой и рисом, каши.

Язык черкесов

Кабардинцы и черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском. Сами же они называют свой язык «адыгэбзе». Другие народы называют адыгейский язык черкесским и кабардинским.

Читайте так же:
Джинсы bulkish есть такие

Вплоть до 1924 года письменность черкесов основывалась на арабском алфавите и кириллице, в 1924 они перешли на латиницу, а в 1936 года – вернулись обратно на кириллицу.

В 2010 году кабардино-черкесский язык считали родным 516 000 человек в России.

Всего в мире этим языком владеют 1 686 000 человек.

В языке выделяют восемь говоров, в том числе:

  • бесленеевский;
  • баксанскоий;
  • хабезкий;
  • говор Большой и Малой Гаварды;
  • малкинский;
  • кубанский;
  • моздокский.

Основные черты и виды женского адыгейского костюма

Женский национальный костюм состоит из нескольких элементов:

  1. Нательной рубахи. Рубаху в пол, которая виднелась в разрезах верхней одежды, надевали на голое тело, чаще всего она была бордового либо желтого цвета. Под ней носили удобные шаровары свободного кроя;
  2. Кафтана. С того момента как черкешенка достигала полового созревания, поверх рубахи она начинала носить короткий кафтан с большим количеством серебряных застежек на груди. Цвет одежды был либо красный, либо черный, его украшали золотым шитьем по краям рукавов и полам;
  3. Верхнего платья. Повседневное платье шилось из простых тканей и расшивалось цветными нитями лишь по краям подола и рукавам. Спереди на платье делался разрез, через который просматривался кафтан и его красивые застежки. Праздничные платья изготавливались из шелка или бархата и щедро украшались золотой тесьмой. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой;
  4. Головного убора. Не всегда женщины носили головные уборы, их присутствие зависело от возраста, положения в обществе и мероприятия, для которого и подбирался наряд. Маленькие девочки могли ходить с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества и деторождения. Замужние женщины носили шапочку из бархата с искусной затейливой вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей у женщины, внешний вид ее шапочки видоизменялся и дополнялся новыми деталями.
  5. Обуви. На ногах черкешенки носили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили на ногах прототипы современной обуви на танкетке – ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по форме ноги и оббитые дорогими тканями.

Абхазский мужской костюм

Акуамжвы (черкеска) — основа традиционного мужского наряда

черкеска, абхазская черкеска

Черная абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Aбхазия

Акуамжвы представляет собой распашной однобортный кафтан с узкими рукавами без воротника длиной ниже колен. Он облегает фигуру в области груди и талии, нижняя часть расклешается с помощью вставных клиньев. Изготавливался из натурального домотканого шерстяного сукна темных цветов: черного, бурого и серого, реже глубокого бордо. Белый был доступен только для богатого сословия. Черкеска подпоясывалась узким ремнем, пряжка которого служила кресалом для высекания огня. К поясу прикреплялся кинжал и сабля.

черкеска, абхазская черкеска

Светлая абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Абхазия

Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом акуамжвы являются газырницы, перехваченные тесьмой специальные отделения для небольших емкостей — газырей. В газырях была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. Чаще всего они были костяными, а парадные изготавливались из серебра. В крайних газырях, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. Позже в них клали патроны, а примерно с 30-х годов XX века они стали выполнять исключительно декоративную функцию.

газыри,черкеска с газырями

Под черкеску надевали льняную рубаху — “ахарп”, бешмет – “акаба” и просторные, зауженные книзу штаны – “адзикуа”. Поверх штанов на икры ног натягивались ноговицы либо войлочные чулки. На колени надевались спе­циальные наколенники .

Читайте так же:
Чем бомбер отличается от ветровки

В качестве верхней одежды носили войлочные куртки – “агубанакь”, бурки – “ауапа”, а во время сильных холодов — меховые шубы “ахамы”.

Головные уборы

Башлык. Фото: Sputnik. Абхазия

Традиционным головным убором был башлык, по-абхазски “ахтарпа”. Абхазам известно много способов надевания башлыка. Например, на свадьбах и торжествах башлык оборачивался вокруг головы, на похоронах — распускался и накидывался на голову. Он защищал путешественников от холода, ветра и палящего солнца. Башлык мог превратиться в сумку при сборе урожая и использоваться в качестве меры веса.

Кроме башлыка абхазские мужчины также носили войлочные или меховые шапки.

Мужская обувь

Самой распространенной обувью абхазов были постолы из сыромятной кожи “ажцвеймаа”, надеваемые на босую ногу. Зимой под них поддевали суконные либо вязаные шерстяные носки. Для богатого сословия были доступны высокие сапоги “амагу” высотой до или выше колена. Амагу изготавливались из сафьяновой или другой кожи высокого качества.

Свадебные традиции черкесов

Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.

В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.

Танец черкесов / intercircass.org

Танец черкесов / intercircass.org

С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.

Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.

Джигитовка / nat-geo.ru

Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru

До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.

У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.

Традиции Черкеской свадьбы / svadba.pro

Черкесская свадьба / svadba.pro

Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector