Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эвольвентная поверхность зубчатого венца

Эвольвентная поверхность зубчатого венца

Эвольвентная червячная передача фото

ЗАО «НПО «Механик» изготавливает передачи с эвольвентным червяком со следующими характеристиками:

— Число заходов — до 4 включительно;

— Модуль — до 20 включительно.

Эвольвентный червяк — цилиндрический линейчатый чер­вяк, теоретический торцовый про­филь витка которого является эвольвентной окружностью. Эвольвентный червяк является частным случаем конволютного червяка, у которого прямая, образующая поверхность витка, касательна к винтовой линии на соосной цилиндрической поверх­ности, являющейся основным цилин­дром.

Эвольвентный червяк схема зацепления

Эвольвентные червяки представляют собой косозубые колеса с малым числом зубьев и очень большим углом наклона зубьев. Левую и правую стороны витка эвольвентного червяка нарезают разными резцами. В торцовом сечении профиль витка очерчен эвольвентой, в осевом сечении — выпуклый криволинейный. В сечении червяка плоскостями, перпендикулярными оси основного цилиндра, получаются эвольвенты. Червячные пары с эвольвентными червяками часто используют в ответственных передачах при больших нагрузках и скоростях, но изготовление таких передач требует применения специального оборудования и сложных методов обработки.

С целью повышения качественных показателей передачи, витки червяка подвергают поверхностной термообработке с последующим шлифованием рабочей поверхности витков. Эвольвентные червяки могут быть прошлифованы плоской поверхностью шлифовального круга с высокой точностью на специальных червячно-шлифовальных станках.

Эвольвентные червяки изготовляют на токарном станке или методом обкатки на зубофрезерном станке. Производительные способы нарезания и простота шлифования обусловливают высокую технологичность эвольвентных червяков.

Геометрия эвольвентной червячной передачи

Рисунок 1. Геометрия эвольвентной червячной передачи

Эвольвентные червяки с высокой твердостью поверхности шлифуют плоской стороной шлифовального круга. Червяки с вогнутым профилем витка шлифуют торовой поверхностью вращения.

Наиболее точным и высокопроизводительным способом обработки червяков является нарезание червяка долбяком. Долбяк, установленный относительно осевой плоскости нарезаемого червяка, имеет движение подачи вдоль оси червяка. Кроме того, долбяку и червяку сообщается вращательное движение обкатки за счет настройки кинематической цепи станка. В результате сочетания этих движений нарезаются все витки червяка.

В связи с необходимостью применения специального оборудования возможности применения эвольвентных передач сильно сужены. Производство эвольвентных червячных передач осуществляется на специально приспособленных станках.

Читайте так же:
Как найти джинсы levis по артикулу

Если при обработке червяка винтовым движением объемного инструмента в виде конического диска не соблюдены условия образования эвольвентной винтовой поверхности, получается нелинейчатая поверхность.

При нарезании витков эвольвентного червяка резец устанавливается так, что одна его прямолинейная режущая кромка располагается выше, а вторая – ниже осевой плоскости червяка на величину радиуса основного цилиндра винтовой эвольвентной поверхности.

Образование винтовой поверхности происходит при вращении заготовки и движении режущей кромки резца касательно к образующему цилиндру.

По вопросам изготовления эвольвентных червячных передач обращайтесь в отдел продаж по телефону:

1.1. Пример расчета прямозубого внешнего эвольвентного зубчатого зацепления.

Целью геометрического синтеза является построение картины зубчатого зацепления и анализ полученной геометрии зацепления на наличие неточностей в расчетах и интерференции зубьев.
Задачей геометрического синтеза зубчатого зацепления является определение его размеров, а также качественных характеристик (линии зацепления дуг зацепления и рабочих участков профилей зубьев), зависящих от геометрии зацепления.

1.1.1 Исходные данные

Число зубьев шестерни z1= 10
Число зубьев колеса z2= 26
Модуль зубчатых колес m= 4 мм

1.1.2 Определение размеров зубчатого зацепления

Передаточное отношение зубчатой передачи:

Так как суммарное число зубьев z1 + z2 < 60, то по рекомендациям ISO принимается неравносмещенное зацепление с коэффициентами смещения:
Для шестерни: x1= 0,60
Для колеса: x2=0,12

Шаг зацепления по дуге делительной окружности:

Тогда: р = 4 · 3,14 = 12.56 мм

Для шестерни: d1=10 · 4 =40 мм
Для колеса: d2= 26 · 4 =104 мм

Диаметр основной окружности:

Для шестерни: dв1 = 40 · cos20° = 37,59 мм
Для колеса: dв2 = 104 · cos20° = 97,73 мм
где α =20°.

Суммарный коэффициент смещений:

X Σ = 0,60 + 0,12 = 0,72

Толщина зуба по дуге делительной окружности:
S1 = 0,5 · р + 2 · x1 · m · tg α (8)
S2 = 0,5 · р + 2 · x2 · m · tg α (9)
Для шестерни: S1 = 0,5 · 12,56 + 2 · 0,60 · 4 · tg20° = 8,03 мм
Для колеса: S2 = 0,5 · 12,56 + 2 · 0,12 · 4 · tg20° = 6,63 мм

для invαw по справочнику Анурьева (Т2, таблица 16, стр. 421 ) подбираем αw = 24°25′.

Читайте так же:
Что такое предтеча бриджа Немного об одежде

Начальное межосевое расстояние:

Коэффициент уравнительного смещения:

Делительное межосевое расстояние:

a = 0,5 · 4 · (10 + 26)=72 мм

Проверка межосевых расстояний

Диаметр окружности вершин зубьев:

da1 = 40 + 2 · (1+ 0,60 — 0,145) · 4 = 51,64 мм

da2=104 + 2 · (1+ 0,12 — 0,145) · 4 = 111,8 мм
где ha * =1

Диаметр окружности впадин зубьев:

df1 = 40 – 2 · (1 + 0,25 – 0,6) · 4 = 34,8 мм

df2 = 104 – 2 · (1 + 0,25 – 0,12) · 4 = 94,96 мм
C * =0,25

Масштаб построения выбираем таким, чтобы высота зуба на чертеже была не менее 50 мм, то есть начальное межосевое расстояние должно быть в пределах 450 — 600 мм.

Размеры параметров зацепления в масштабе:

Размер в масштабе, мм

Содержание

Параметры эвольвентного зубчатого колеса:

  • m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:
  • z — число зубьев колеса
  • p — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)
  • d — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)
  • da — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)
  • db — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)
  • df — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)
  • haP+hfP — высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP — высота зуба светлого колеса

В машиностроении приняты определенные значение модуля зубчатого колеса m для удобства изготовления и замены зубчатых колёс, представляющие собой целые числа или числа с десятичной дробью: 0,5; 0,7; 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5 и так далее до 50. (подробнее см. ГОСТ 9563-60 Колеса зубчатые. Модули)

Читайте так же:
Можно ли во время беременности носить джинсы

Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае т.н. нулевого зубчатого колеса (изготовленного без смещения, зубчатое колесо с «нулевыми» зубцами) (смещение режущей рейки, нарезающей зубцы, ближе или дальше к заготовке, причем смещение ближе к заготовке наз. отрицательным смещением, а смещение дальше от заготовки наз. положительным) соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m, то есть:

mathbf<frac<h_<fP data-lazy-src=

Зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на:

Типы станков для обработки конических колес

Колёса с прямыми зубьями обрабатывают, обычно, на зубодолбежных или зубострогальных станкахпо методу обкатки одним или чаще двумя резцами. На этих станках воспроизводится зацепление нарезаемого зубчатого колеса с воображаемым плоским производящим зубчатым колесом; при этом два зуба последнего представляют собой зубострогальные резцы, совершающие возвратно-поступательное движение, боковые поверхности каждого из зубьев нарезаемого зубчатого колеса формируются в результате движения резцов и обработки находящихся в зацеплении плоского и нарезаемого зубчатых колёс. Процесс нарезания зубьев происходит при движении резцов к вершине конуса заготовки, а обратный ход является холостым (в этот период резцы отводятся от заготовки).

Пример зубострогальных станков:

Читайте так же:
Джинсы мом фит с чем носить 2022

Конические зубчатые колёса с круговыми зубьями нарезаются на зуборезных станках методом обкатки с применением зуборезной резцовой головки, представляющей собой диск с вставленными по его периферии резцами, обрабатывающими профиль зуба с двух сторон (первая половина резцов обрабатывает одну сторону, вторая половина — другую).

Пример зуборезных станков:

Зацепление Новикова

Это относительно новый тип зацепления, разработанный конструктором М. Л. Новиковым в 50-х годах прошлого века. В первую очередь была изменена конструкция шестерен и зубчатых колес. Уменьшилась высота зуба, но увеличилась толщина масляной пленки между зубьями. Такая конструкция обеспечивает меньший износ и более долгий срок службы устройства.

Во время работы механизма происходит точечный контакт зубьев. Это позволяет увеличить передачу мощности в 1,5 раза по сравнению с эвольвентными механизмами.

  • повышенная нагрузочная способность;
  • увеличенная прочность зубьев за счет уменьшения их высоты;
  • шестерни быстро прирабатываются при первом запуске механизма;
  • меньшая чувствительность к перекосам зубчатых колес.

Зацепление Новикова нашло применение не только в цилиндрических и конических преобразователях. Сейчас оно успешно используется в сложных волновых и планетарных передачах. Примеры редукторов с передачей Новикова — ЦДН, ЦЗУ-Н, РЦД. Эти модели можно найти по ссылке https://promprivod.com.ua/g20778718-reduktory. Устройства применяются для оснащения приводов шахтного оборудования, буровых установок, подъемных механизмов.

Зубчатое колесо (шестерня):

Зубчатое колесо или шестерня представляет собой деталь, которая в зависимости от применения может быть с разным количеством зубьев, выполненных в различных формах, располагающихся на цилиндрической или конической поверхности, и которая входит в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса.

Зубчатые колеса или шестерни, за счет сцепления зубьев, выполняют следующие задачи: передач а вращательного движения от одной детали к другой с изменением крутящего момента, увеличением или уменьшением скорости, а также преобразовани е вращательного движения в поступательное с помощью зубчатой рейки.

З убчатые передачи широко применяются как в машиностроении, так и в приборостроении.

Зубчатые колеса подразделяются на виды в зависимости от применения и бывают ц илиндрически ми и коническими.

Читайте так же:
Как подшить джинсы вручную потайным швом не

Виды и форма шеверов

Формы и виды шеверов

  1. Реечный. Предназначение – шевингование зубчатых колес с прямыми и винтовыми зубьями. Имеет вид продолговатой планки со съемными зубчатыми насечками. Данный тип не отличается высокой точностью обработки и поэтому не пользуется особой популярностью.
  2. Шевер дисковый. Представляет собой дисковое колесо из быстрорежущей стали. Каждый зуб имеет поперечные канавки, которые образуют режущие грани. Кроме того, они выполняют функцию отвода побочных продуктов металлообработки.
  3. Облегающий. Для шевингования зубьев бочкообразной формы.
  4. Червячный. Инструмент для обработки соответствующих передач.

Рассмотрим последние два вида подробнее.

Облегающие шеверы

Использование данных шеверов позволяет сократить время обработки. По сравнению с приспособлениями дискового типа точность облегающих шеверов несколько ниже. В результате воздействия можно получить зуб в форме бочки.

Основное отличие от стандартного инструмента заключается в воздействии на контактную плоскость. Направление движения имеет форму вогнутой линии, а не прямой. За счет этого и получают зубья специфической формы.

Червячные шеверы

Применяются для финишной отделки колес червяного типа. Это наложило отпечаток на конструкцию инструмента: он имеет форму червяка с мелкими режущими насечками.

Червячные шеверы не поддаются стандартизации, поэтому подбор осуществляется, исходя из чертежных размеров обрабатываемой заготовки.

Существует несколько типов червячных шеверов. Наиболее популярными являются:

  • эвольвентный;
  • Архимедов;
  • глобоидный.

Шевингование может выполняться двумя способами:

  1. Сокращением расстояния между осями шевера и червяка.
  2. Регулировкой скорости вращения режущего инструмента при неизменном положении шевера и детали относительно друг друга.

Технология шевингования по сей день является востребованной процедурой. Это единственный способ чистовой обработки зубчатых колес с целью повышения качества поверхности и увеличения класса точности изделия. А вам приходилось наблюдать за работой современных зубошевинговальных станков с ЧПУ? Некоторые специалисты полагают, что по сравнению с современным оборудованием точность отечественных станков, применяемых в серийном производстве, крайне мала. Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите ваше мнение в комментарии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector