Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Железная дорога» — анализ стихотворения Н. А. Некрасова

«Железная дорога» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История написания

История создания стихотворения «Железная дорога» тесно связана со строительством в Российской империи железных дорог. Все пути появились благодаря тяжёлому труду крестьян, которых морили голодом, не снабжали необходимыми вещами, заставляли работать день и ночь. К сожалению, жизнь и состояние бедных людей никого не волновали. Самое главное, что нужно было высшим должностным лицам, — скорейшее завершение строительства путей.

Некрасов с печалью смотрел за всем тем, что происходило в то время.

Его не волновали ни пути, ни другие новые постройки, которые появились благодаря труду крестьян. Писатель переживал за бедных людей, которые ничего не могли сделать со своим положением. Николай Алексеевич сам понимал, что одно его произведение не искоренит проблему. Однако он старался написать такое стихотворение, при помощи которого сможет донести свою мысль в массы и показать другим людям, насколько был обесценен труд простых граждан.

Стихотворение стало одним из самых значимых в гражданской лирике того времени. Впервые оно предстало перед читателями в 1864 году в журнале «Современник».

Что такое историзмы?

Чтобы понять, чем отли­ча­ют­ся исто­риз­мы от арха­из­мов, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «исто­ризм» в лек­си­ке рус­ско­го языка.

Это ста­рин­ные сло­ва, кото­рые не потреб­ля­ют­ся в совре­мен­ной речи, а исполь­зу­ют­ся толь­ко в исто­ри­че­ских тру­дах, мему­а­рах, в исто­ри­че­ских хро­ни­ках, в про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры о про­шлом, в ста­рых газе­тах. Объекты и поня­тия, кото­рые они когда-то обо­зна­ча­ли, исчез­ли или ста­ли неак­ту­аль­ны­ми в совре­мен­ной жиз­ни. Слова-историзмы сохра­ни­лись в пас­сив­ном соста­ве лек­си­ки рус­ско­го язы­ка как память о ста­рине. У исто­риз­мов нет и не может быть сино­ни­мов, в чем заклю­ча­ет­ся глав­ное отли­чие исто­риз­мов от архаизмов.

Архоизмы и историзмы

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке неко­то­рые исто­риз­мы сохра­ни­лись толь­ко в соста­ве устой­чи­вых выра­же­ний:

  • бить баклу­ши;
  • тянуть кани­тель;
  • точить лясы.

Историзмы исполь­зу­ют­ся при необ­хо­ди­мо­сти назвать реа­лию ушед­шей эпо­хи в науч­ном тру­де или в каче­стве сти­ли­сти­че­ско­го сред­ства для созда­ния исто­ри­че­ско­го коло­ри­та в худо­же­ствен­ном произведении.

Цитаты из рассказа «Муму» (И. Тургенев) для сочинения

Цитаты из книги «Муму», Иван Тургенев

Цитаты

О Герасиме

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком…»

«…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником…»

«…Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить…»

«…о проделках немого дворника…»

«…Герасим ничего не слыхал <…> для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас…»

«…с ласковым мычанием закивал головой….»

«…стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка…»

«…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…»

«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…» (рост около 2 метров)

«…ветер с родины, – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде…»

«…при виде его громадной фигуры…»

«…ведь у него просто Минина и Пожарского рука…» (памятник Минину и Пожарскому в Москве, отлитый из бронзы)

«…под его железными кулаками…»

«…скрестив могучие руки у ней на спине…»

«…проносили сильные его ноги…»

«…пошел, тяжело ступая, в свою каморку…»

«…двенадцати вершков роста…» (рост в два аршина и двенадцать вершков — это 195 см, то есть почти 2 метра)

«…Она было хотела отказаться, но он насильно впихнул ей пряник в руку, покачал головой, пошел прочь…»

«…довела до сведения барыни грубый поступок Герасима…»

«…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп…»

«…прикрыл его своим тяжелым армяком…» (армяк — верхняя одежда из шерстяной ткани)

«…в своей красной крестьянской рубашке он казался каким‑то великаном перед ними…»

«…показался Герасим. На нем был праздничный кафтан…»

«…Он даже не обернулся, шапку надел только на улице…»

«…он казался каким‑то великаном перед ними…»

«…здоров и могуч по‑прежнему и работает за четырех по‑прежнему…»

«…И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь эдакой…»

«…Ведь это какой‑то зверь, идол, Гаврила Андреич, – хуже идола… осина какая‑то…»

«…как лев, выступал сильно и бодро…»

«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…»

«…ведь тот‑то, леший, кикимора‑то степная…» (другие крестьяне называют Герасима лешим)

«…при виде грозного дворника…»

«…Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться…»

«…Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил, да и ее при нем оставляли в покое…»

«…он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев…» (про его жизнь в деревне)

«…Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…»

«…Он не любил, чтобы к нему ходили…»

«…к нему на двор вора оселом* не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого…» (оселом — то есть на аркане)

«…все в околотке очень стали уважать его…»

«…Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких; он считал их за своих…»

«…Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

«…Да, – прибавил он, – рука у него, благодатная рука, нечего сказать…» (у Герасима сильные руки)

«…он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…»

«…один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой…»

«…проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и, как рычаг, опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей…»

«…Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

«…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…»

«…он их понимал, в точности исполнял все приказания…»

«…Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово…»

«…Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

«…С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту…»

«…Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо…»

«…но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице…»

«…Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись…»

«…Герасим… казалось, догадывался, что затевается что‑то для него недоброе…»

«…Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву…»

«…чуть свет был уже на дворе как ни в чем не бывало, сохраняя даже (невинная хитрость!) прежнюю унылость на лице…» (так Герасим скрывает, что Муму тайно живет у него)

«…он сам смахивал на степенного гусака…» (степенный — то есть серьезный)

«…по‑прежнему важен и степенен…»

«…стоит этому, прости господи, лешему узнать, что Татьяну выдают за Капитона, ведь он все в доме переломает, ей‑ей. Ведь с ним не столкуешь; ведь его… никаким способом не уломаешь…»

«…И унять его нет никакой возможности; почему? потому, вы сами знаете, Гаврила Андреич, он глух и, в добаву, глуп, как пятка…»

«…он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное…»

«…он ее утопит. Уж можно быть спокойным. Коли он что обещал…»

«…Помолясь перед образами, тотчас же отправился он к старосте…»

«…Неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог пьяниц. Сидя за воротами, он всякий раз бывало с негодованием отворачивался, когда мимо его неверными шагами и с козырьком фуражки на ухе проходил какой‑нибудь нагрузившийся человек…»

«…Она его жаловала, как верного и сильного сторожа…»

«…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима…»

«…Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость…»

«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!» (о Татьяне)

«…со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит…»

О жизни

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Читайте так же:
Как отбелить черные джинсы белизной

«Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека!»

Женитьба – дело хорошее для человека

Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни

Об отношениях Герасима и Муму

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. (Собака оказалась сучкой.) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал — немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, — он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней.

Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней — бог весть!

Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых, теперь словно окаменело. После обеда он опять уходил со двора, но ненадолго, вернулся и тотчас отправился на сеновал. Настала ночь, лунная, ясная. Тяжело вздыхая и беспрестанно поворачиваясь, лежал Герасим и вдруг почувствовал, как будто его дергают за полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился; но вот опять его дернули, сильнее прежнего; он вскочил… Перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму.

Герасим ничего не слыхал – ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды; для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас, и когда он снова раскрыл глаза, по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали и постукивали они об бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги.

Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, — толкуют мужики, — его же счастье, что ему ненадобеть бабья; а собака — на что ему собака? к нему на двор вора оселом не затащить!»

Засучив рукава

Засучив рукава - фразеологизмАвтор: Дмитрий Сироткин

Читайте так же:
Правила игры в гольф кратко

Каждому нормальному человеку приятней работать засучив рукава, нежели спустя рукава.

Но откуда возник фразеологизм «засучив рукава»?

Далее рассматриваются значение и происхождение, а также примеры употребления фразеологизма в произведениях писателей.

Значение фразеологизма

Засучив рукава – не жалея сил, много и усердно, старательно, энергично, с большим энтузиазмом

Фразеологизмы-синонимы: не покладая рук, в поте лица, (работать) с огоньком, гореть на работе

Фразеологизмы-антонимы: спустя рукава, (сидеть) сложа руки, бить баклуши, просиживать штаны

  • with zeal, roll up one’s sleeves and set to work (английский язык)
  • à bras raccourci (французский язык)
  • mit Eifer (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

Для лучшего понимания происхождения этого выражения нам нужно немного углубиться в историю русского костюма. Костюм Московской Руси XV-XVII вв. сохраняет основные черты костюма Киевской Руси (рубахи и порты как основа костюма, большая длина одежды, манера ношения и т.д.), но появляется и ряд новых особенностей. Так, значительное расширяется ассортимент одежды знати и появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями (в частности, откидные рукава).

Поверх рубашки мужчины надевали верхнюю одежду, называемую свиткой. Обычно это был зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Часто в длинных рукавах верхней мужской одежды имелись прорехи для рук на уровне локтя. Так, например, такие виды широкой долгополой одежды как однорядка (без ворота) и охабень (с отложным воротником) имели длинные рукава, которые откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук. Понятно, что работать в одежде с такими рукавами было неудобно.

Однако, есть мнение, что выражения «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» получили происхождение от ферязи, из-за того что ее рукава были настолько длинными, что пока их не закатаешь (не засучишь), трудно было сделать руками что-либо полезное. Особенностями ферязи являются очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава.

Читайте так же:
Джинсы wrangler 13mwz dark stone

В то же время можно встретить сведения о том, что для работы русские крестьяне надевали длинные рубахи вообще без рукавов, т.е. засучивать им было просто нечего. По крайней мере — в теплое время года.

Примеры из произведений писателей

– Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба, засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!
И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая. (Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба») — кстати, цитаты Гоголя

— Наши дороги разошлись, — продолжал Лежнев, — может быть, именно оттого, что, благодаря моему состоянию, холодной крови да другим счастливым обстоятельствам, ничто мне не мешало сидеть сиднем да оставаться зрителем, сложив руки, а ты должен был выйти на поле, засучить рукава, трудиться, работать. (И.С. Тургенев, «Рудин») — кстати, цитаты Тургенева

Прохор, не утерпевший проводить ярмарку до первого изгибня реки, с жаром, засучив рукава, работал. Ему в диковинку были и эти водяные паруса, и носившиеся в вольную даль расписные плавучие строенья. (В.Я. Шишков, «Угрюм-река»)

Ольга Васильевна сказала, что паники, собственно, нет, надо спокойно все обдумать, учесть замечания, переделать, что необходимо и с чем ты внутренне согласен, — словом, взяться засучив рукава, но не поддаваться слабости. (Ю.В. Трифонов, «Другая жизнь»)

Итак, фразеологизм «засучив рукава» относится к немногочисленной группе старинных фразеологизмов, значение которых осталось понятным и современным людям. Ведь и до сих пор, приступая к какой-либо физической работе, мы начинаем с того, что засучиваем рукава.

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Спальные места, распределяемые по уровню комфортности

На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно. /Фото: i1.u-mama.ru

Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.

Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.

Читайте так же:
Чем очистить краску с ветровки

У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.

Какая кровать? Пожалуйте на нары.

Нарами крестьяне называли широкие лавки, установленные вдоль стены. /Фото: img1.liveinternet.ru

Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.

Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.

Как крестьяне сон на две части делили

Послеобеденный сон был на Руси обычаем. /Фото: i.pinimg.com

Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.

Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.

Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой

Крестьяне спали в одежде. /Фото: i.pinimg.com

Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.

Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.

Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.

И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.

Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов

Кровати стали повсеместно появляться в деревнях только в начале 20 века, а до этого чаще всего спали на полу. /Фото: k-a-r-t-i-n-a.ru

Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.

Читайте так же:
Как украсить джинсы лентой

Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.

Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.

Роль в литературе

В литературных произведениях на исторические темы историзмы и архаизмы воссоздают колорит эпохи и являются средством речевой характеристики персонажей. Историзмы помогают передать дух эпохи и описывают понятия, у которых просто-напросто нет синонимов.

Много исторических слов можно встретить в произведениях Пушкина. Поэт в «Капитанской дочке», в целях создания колорита старины, намеренно вводит в текст забытые слова из 18 века: капрал, душегрейка.

Во время написания повести, в начале следующего века, автор употребляет обычную в тот исторический период лексику: ямщик, секундант. К нашему времени они уже устарели. Создают торжественность стиля в поэзии.

Приводя примеры из художественной литературы, обратимся к роману Ю. Тынянова «Кюхля». Процитируем фрагмент письма директора Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардта: «Кюхельбекер живет как сыр в масле; он преподает русскую словесность в меньших классах вновь учрежденного благородного пансиона при Педагогическом институте и читает благородным детям свои гекзаметры; притом исправляет он должность гувернера… ».

Без толкового словаря иногда очень сложно читать художественные произведения, относящиеся к той или иной эпохе.

Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. Без знания значения историзмов невозможно понять исторические события.

Конец рассказа

Во время отдыха в роще к путникам вышла маленькая девочка в синем сарафане и клетчатом платке. Автор дал ей на вид лет 8, но позже выяснилось, что ей 13 или 14. Она была очень красивой и в то же время похожей на Касьяна.

Девочка собирала грибы и встретила старика и барина. К первому она относится почтительно, а второго мужчину испугалась. Автор предложил подвезти Аннушку в телеге, но Касьян повелел ей идти пешком.

«Касьян с Красивой Мечи» - краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Старик рассказал, что это он отвел всю дичь во время охоты. Он не хотел, чтобы барин стрелял в невинных животных. Вскоре путники вернулись в селение. В избе не было девочки, но ее лукошко с грибами стояло на столе. За помощь барин дал Касьяну немного денег. Старик холодно попрощался с охотником.

Автор снова встретился со своим кучером. Ерофей был недоволен — он не нашел никакой еды, вода в колодце была плохой: даже лошади не стали ее пить. Барин заговорил с кучером, спросил у него про Касьяна. Юродивый не вызывал у того особого уважения. Оказалось, что сызмальства он был таким странным. Сначала работал извозчиком, а потом бросил это дело.

Касьян чаще всего молчит. А когда заговорит, все дивятся тому, какие мысли он озвучивает. Это грамотный человек, который решил обучать чтению и письму свою родственницу Аннушку. А сам кучер знал его давно, ведь они вместе жили в Красивой Мечи. Барин с Ерофеем отправились домой. По дороге им приходилось несколько раз останавливаться, чтобы смазывать новую ось: она загоралась от трения.

В своем рассказе Тургенев показал, как простые люди могут думать о более возвышенном, чем образованные дворяне. Даже крестьянин способен чувствовать природу и животных, жить по божьим правилам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector