Godiershop.ru

Гудиер Шоп
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера

Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера

Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию — традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними — аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.

Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера. Изображение № 1.

Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера. Изображение № 2.

коми, ханты и др.

Кухлянка, камлейка и еще 5 примеров традиционной одежды народов Крайнего Севера. Изображение № 3.

Из глубин веков: мусульманский головной убор

Строгий дресс-код мусульманок прописан не только в Коране, он также регламентируется нормами шариата. Причем в разных странах по-разному: где-то жестче, где-то свободнее. Но в целом, мусульманский платок на голову означает, что женщина находится под покровительством Аллаха. Скрывая волосы и остальные части тела, кроме лица и кистей рук, она демонстрирует смирение и чистоту своей души. Покрывать голову женщины могут и вполне обычными шарфами и шалями, лишь бы скрыть все, кроме лица.

Мусульманская одежда паранджа

Афганистан: головной убор обязателен в любом возрасте

Но не только религия стала причиной возникновения строгих правил ношения мусульманских головных уборов. Во многом именно здравый смысл заставлял мужчин и женщин скрываться от палящих лучей солнца, песка и ветра под многочисленными складками ткани. В христианских странах мало кто разбирается в тонкостях восточного гардероба, поэтому мусульманские головные уборы привычно именуют паранджой. А ведь различий между видами мусульманских платков на голову немало.

Красивые глаза мусульманки

Женщины Востока используют макияж и украшения, чтобы подчеркнуть красоту

Самый известный — «паранджа». Слово произошло от персидского «фараджи». Так называлась верхняя одежда для мужчин свободного кроя, которую позднее стали носить и женщины. Сегодня мусульманки носят не только паранджу, но и никаб, шейлу, чадру, химар и хиджаб. Современные дизайнеры с удовольствием развивают модную тему для девушек в парандже или хиджабе. Каждый год создаются как комфортные домашние, так и роскошные вечерние мусульманские головные уборы.

Мусульманский головной убор хиджаб

Современная мусульманская одежда в исполнении дизайнеров весьма женственная

Предмет особой гордости

Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.

banner

Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.

Кстати, у дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься «без предупреждения» многие молодые люди боялись – вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, «в разведку». Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если головной убор отвергался и выбрасывался обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах.

Читайте так же:
Бурки генеральские ручной работы

Черная папаха

Белая овечья папаха

Ислам для всех! Скандальный вопрос о сокрытии лица в Германии

Общество: Ислам для всех! Скандальный вопрос о сокрытии лица в Германии

Предполагается, что лишь несколько сотен женщин в Германии скрывают свои лица с помощью мусульманской одежды. По этой причине дискуссии о никабе, бурке и других традиционных нарядах мусульманских женщин не утихают.

Немецкая студентка Катарина К. обратилась в ислам и носит никаб, однако этот традиционный мусульманский наряд пришелся не по вкусу администрации университета в Киле, где учится девушка. Теперь руководство учебного заведения решило ввести запрет на сокрытие лица. Правомерно ли это?

Виды традиционных мусульманских нарядов для женщин

В зависимости от происхождения и религиозных убеждений мусульманские женщины в Германии носят разные головные уборы. Многие одевают платок, когда выходят на улицу или во время молитвы. Как известно, этот головной убор не является предметом дискуссий, поскольку не закрывает лицо женщины. Иначе дело обстоит с буркой или никабом.

Для многих мусульманок в Германии головной убор является символом самоопределения. Критики видят в этом признак угнетения женщин.

Общество: Ислам для всех! Скандальный вопрос о сокрытии лица в Германии

Источник: t-online.de

Хиджаб – исламский женский платок, полностью скрывающий волосы, уши, шею и в большинстве случаев слегка покрывающий плечи.

Аль-амира – платок, состоящих из двух элементов. Первый элемент плотно облегает голову наподобие шапочки, второй, который имеет форму рукава, – надевается сверху, закрывая плечи. Слова «амира» переводится с арабского как «принцесса».

Химар – накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши и плечи и доходящая до талии. Химар распространен в Турции и на Ближнем Востоке.

Чадра – длинное покрывало, закрывающее все тело с головы до пят. Чадра никак не крепится к одежде и не имеет застежек, женщина обычно сама придерживает ее руками. Распространена в Иране.

Никаб – головной убор черного цвета, полностью закрывающий лицо и волосы, оставляющий лишь прорезь для глаз. Никаб сочетают с другим видом традиционной мусульманской одежды – абайей (длинное платье с рукавами без пояса). Никаб чаще всего носят в Йемене, Пакистане и странах Персидского залива.

Бурка (паранджа) – длинное покрывало, закрывающее тело и лицо. Прорезь для глаз в бурке закрыта плотной сеткой – чачваном. Этот вид одежды распространен в Афганистане и Средней Азии.

Запрещено ли в Германии скрывать лицо?

Нет. Основной закон защищает свободу вероисповедания в Германии. Статья 4 гласит: «Каждому жителю Германии гарантируется свобода вероисповедания». Вот почему лицевые вуали, такие как никаб и афганская одежда для всего тела, называемая буркой, как правило, не запрещены.

Читайте так же:
Как из длинной дубленки сделать модную короткую

По мнению адвоката Кристиана Кирхберга, полный запрет бурки в Германии неосуществим. Другие эксперты считают иначе. Как пример, они указывают на то, что Европейский суд по правам человека подержал полный запрет на сокрытие лица во Франции и Бельгии.

В Германии запрет на сокрытие лица распространяется только на участников демонстраций и автомобилистов. В этих случаях одежда, такая как балаклавы или бурки, препятствуют идентификации личности.

Где запрещено носить паранджу или платок?

Пока что запреты введены лишь в отдельных учреждениях или общественных местах. В большинстве случаев запрет распространяется на рабочие места в государственном секторе. К примеру, на государственной службе в Гессене ношение паранджи запрещено с 2011 года. Нижняя Саксония запретила мусульманскую одежду, скрывающую лицо, в школах в 2017 году. В Баварии с 2018 года в школах и детских садах нельзя носить лицевые вуали.

Общество: Ислам для всех! Скандальный вопрос о сокрытии лица в Германии рис 2

Источник: t-online.de

Должны ли мусульманские женщины носить бурку или никаб?

По словам евангельского богослова Рейнхольда Мокроша из Оснабрюкского университета, в Коране нет прямых указаний о том, что должны носить мусульманские женщины.

Катрин Гросманн, комиссар по межрелигиозному диалогу в Оснабрюкской епархии, утверждает, что четких правил не существует: «Определенные лица толкуют писание на свой мотив».

Головной убор – символ самоопределения?

Платок для женщин играет важную роль в христианстве и иудаизме. С помощью платка еврейка публично заявляет, что она замужем и следует законам Торы.

В христианстве головной убор в молитве является признаком благоговения перед Богом. Точно так же мусульманка Катарина К. описывает причину, по которой она носит никаб: «Он позволяет мне приблизиться к Богу».

Общество: Nonnen in Panschwitz: Auch strenggläubige Christinnen tragen eine Kopfbedeckung. (Quelle: Reuters/Matthias Rietschel)

Источник: t-online.de

Какова ситуация в других странах?

Во Франции ношение бурки запрещено. С точки зрения Европейского суда по правам человека, это не является нарушением свободы вероисповедания.

За ношение бурки в Австрии могут взиматься штрафы. В Бельгии и частично в Швейцарии и Дании ношение одежды, закрывающей лицо, запрещено.

Традиционные цвета костюмов

Традиционным цветом бурятской национальной одежды является синий. Но были и исключения. Иногда халаты шили из коричневого, зеленого, бордового материалов.

Халат мужчин украшал энгер (четырехугольный борт), который имеет очень символическое значение. Он состоял из цветных полос, верхняя из которых всегда белого цвета (когда к бурятам пришел буддизм, цвет энгера допускался золотой).

Каждый цвет у бурятов имеет свое значение, например черный – это земля, дом; красный — энергия, огонь, жизнь; синий – небо, надежда.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубахуплатье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Читайте так же:
Английские виды спорта гольф

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвескилопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Читайте так же:
Dolce gabbana muhammad ali толстовка

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Что кимешек мог рассказать о хозяйке: почему он был важен для казашек — фото

АЛМАТЫ, 8 окт — Sputnik. В Центральном государственном музее в Алматы проходит выставка «Киімнің киелісі – кимешек» («Священная одежда – кимешек»).

На выставке представлены головные уборы казахских женщин – кимешек и ювелирные украшения к ним из разных регионов Казахстана второй половины ХІХ-ХХ веков из фондов Центрального госмузея.

Здесь можно увидеть кимешеки из Синьцзян-Уйгурского округа, Кызылординской, Алматинской и Семиреченской областей. Всего известно 16 видов кимешека, 12 из которых хранятся в фонде музея.

Среди них уникальный кимешек почти со 150-летней историей из карагандинского региона. Он сделан в XIX — начале XX века. Мастер неизвестен.

Уникальный кимешек почти с 200-летней историей из Карагандинского региона

«Головной убор изготовили из сатина, канители, позумента, бляшек и вышивки. Длина макушки — 15 сантиметров, низ округленный. Макушка присборена и пришита на отдельно скроенную овальную часть, которая называется төбе. Лицевой вырез в виде трапеции, налобная часть украшена серебристым позументом с ромбовидным узором. Вдоль щёк и подбородка идет полоска растительного узора, вышитого канителью. Вкруговую нашиты металлические бляшки, нижние края подогнуты и прострочены на машинке», — рассказали сотрудники музея.

Этот кимешек принят для пополнения коллекции головных уборов 6 июня 1985 года закупочной комиссией Центрального госмузея Алматы. Экспонат сдала жительница Алматы Куляш Муканова. Кимешек принадлежал ее матери Шаризат Сапаховой из Карагандинской области.

Символ мудрости и материнства

Заведующий отделом этнологии Бейбиткали Какабаев рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан, что кимешек – это женский национальный головной убор, который носили замужние женщины.

Кимешек – это женский национальный головной убор, который носили замужние женщины

Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остается открытым. Он отдаленно напоминает капюшон.

Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остается открытым. Он отдаленно напоминает капюшон

Учитывая кочевой образ жизни, хозяйственные работы, воздействие окружающей среды, кимешек был универсальным головным убором. Его можно сравнить с чалмой, основной функцией которой была защита от погодных условий. Летом через него не проходило солнце, а зимой холод. Он обеспечивал нормальную температуру головы.

Основной функцией кимешекабыла защита от погодных условий. Летом через него не проходило солнце, а зимой холод

Магические, статусные и религиозные отличия появились чуть позже, по мере развития общества. То же самое с кимешеком. Изначально это была повседневная одежда. Шылауыш (ткань, которую повязывали на кимешек — Sputnik) тоже имел самую разнообразную форму, которая определялась региональными различиями. Шылауыш делался из двух-трехметровой ткани, наматывался на шею и поверх кимешека.

«Кимешеки имеют долгую историю и региональные отличия. Кимешек надевали женщины после того, как родят. По некоторым сведениям, после того, как выходят замуж. Однако в большинстве случаев его надевали после рождения первого ребенка. Казахи считали, что после этого она становилась полноправным членом общества», — отметил Какабаев.

В основном кимешеки делали из хлопчатобумажной ткани, для вышивки использовали канитель, бахрому, коралловые бусины, тесьму, позумент, серебряные накладки.

Серебряная нашивка на кимешек

Головной убор имел эстетическое значение, в основе украшений лежали охранно-защитные и заклинательные орнаменты. Это характерно для всех народов Евразии – удмуртов, русских, прибалтов, белорусов, рассказывает Бейбиткали Какабаев. У казахов кимешек указывал на моральные и этические нормы, обычаи и традиции женщин в обществе, а также влиял на авторитет матерей перед потомками.

Читайте так же:
Двое влюбленных строгие инспектора обеими

Кимешек указывал на моральные и этические нормы, обычаи и традиции женщин в обществе, а также влиял на авторитет казахских женщин перед потомками

«Кимешеку придавали большое сакральное, оберегающее значение. Они богато украшались. К примеру, пройму вокруг лица и подбородка украшали вышивкой и камнями. Это имело магическое значение. Женщина, родившая ребенка, становилась матерью, продолжателем рода. Женщина и мать считалась одной из самых больших ценностей социума, поэтому много охранных орнаментов. Считалось, что он охранял внутренний мир женщины, которая являлась сосудом для будущих поколений», — рассказывает собеседник Sputnik.

При кормлении ребенка кимешек прикрывал грудь и волосы женщины, потому что показать эти части считалось позором. По обычаям казахов даже в гневе мужчина не мог наступить на кимешек или переступить через него. Именно так, благодаря традициям, матери заканчивали ссоры и кровопролития.

Начинали подготовку к свадьбе за 5 лет

Кимешек можно было носить с саукеле, и процесс его изготовления будущая невеста начинала примерно за пять лет до замужества. Это был очень трудоемкий процесс, иногда ей помогали подруги. Для каждой женщины кимешек был символом статуса и достатка, по которому судили о мастерстве хозяйки.

Кимешек имел эстетическое значение, в основе украшений лежали охранно-защитные и заклинательные орнаменты

Чем моложе была женщина, тем больше украшений было на головном уборе. С возрастом их постепенно убирали.

Чем моложе была женщина, тем больше украшений было на головном уборе. С возрастом их постепенно убирали

«Кимешеки у молодых женщин фертильного возраста были ярко и богато декорированы. Со временем количество украшений потихоньку уменьшалось, спарывали пайетки и коралловые изделия. Если женщина овдовела, то в первый год носила кимешек наизнанку, чтобы не было видно украшений», — рассказал Бейбиткали Какабаев.

Он добавил, что по большей части украшения вышивали отдельно и прикладывали с тем, чтобы потом можно было снять.

По большей части украшения вышивали отдельно и прикладывали к кимешеку, чтобы потом можно было снять

Обычно кимешеки не передавали по наследству, каждой девушке шили новый. Но в многодетных семьях кимешеки обычно сохраняли. Они верили, что в памяти лежит основа сакральности.

Головной убор кочевых народов

Какабаев говорит, что кимешеки также распространены у киргизов, каракалпаков. Подобный головной убор был и у саларов (тюркский народ), которые живут в Гуанчжоу в Китае. По некоторым данным, это выходцы из Средней Азии, которые ушли в Китай во времена Тимура и приняли мусульманство. Антропологически они ближе к китайцам, но тюркоязычные. Они не называют этот головной убор кимешеком, он у них черного или красного цветов, рассказал заведующий отделом этнологии.

Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он никакого отношения к нему не имеет. Это головной убор кочевников, пояснил он.

Некоторые сравнивают кимешек с современным хиджабом, но он никакого отношения к нему не имеет

Отметим, что кимешек утратил свое былое значение с 40-50-х годов прошлого столетия, постепенно он ушел из обихода.

В Центральном государственном музее в Алматы проходит выставка Киімнің киелісі – кимешек

Выставка в третьем зале Центрального госмузея позволит посетителям не только изучить детали кимешека, но и познакомит с ювелирными украшениями. Она продлится до конца октября.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector