Культурно гигиенические навыки

admin
18.11.2019 0 Comment

Введение

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков и умений является одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Актуальность: формирование у детей дошкольного возраста навыков самообслуживания и культурного поведения — одна из задач успешной адаптации в обществе и в охране их здоровья.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию навыков самообслуживания. Приобщение дошкольников к формированию навыков культурно-гигиенических навыков — это, прежде всего сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Задачи формирования культурно — гигиенических навыков

Успешное формирование культурно — гигиенических навыков решается через следующие задачи:

  • — формировать умения овладевать культурно-гигиеническими навыками, и навыками самообслуживания;
  • — побуждать детей к самостоятельности;
  • — оснастить предметно — развивающую среду учебно-дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • — разработать методические рекомендации по воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
  • — повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык». Умения — это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык — это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью — это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Принципы формирования культурно — гигиенических навыков.

К принципам формирования культурно — гигиенических навыков относятся:

  • — системный подход;
  • — планомерность и непрерывность;
  • — развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • — целостность подхода педагогов и родителей к формированию культурно — гигиенических навыков.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

Методы формирования культурно — гигиенических навыков.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и «Девочка чумазая». На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.)

Формы работы с родителями.

Обязательное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания — единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей — постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Следующим условием выработки культурно — гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Стремление взрослых все делать за ребенка, нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не формируется. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в ДОУ и в семье.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время — это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Культура еды.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Формирование навыков самообслуживания.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети уже начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении в течение всего дошкольного детства. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

Куклы и игрушки в помощь.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно — следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В процессе обучения навыкам самообслуживания в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют дидактические игры: «Что нужно кукле?», «Что это?», «Мокрые рукава и полотенце», «Грязные и чистые руки», «Какой формы мыльце?», «Госпожа зубная щетка», «Путешествие в город предметов чистой гигиены» и пособия: кукла Маша — растеряша, Хрюша — грязнуля, Кот — чистюля.

Прогнозируемый результат.

У детей дошкольного возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

  • — ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
  • — самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
  • — имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • — умеет замечать непорядок в одежде и устранять его;
  • — ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

  • — родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
  • — принимают активное, живое участие в жизни группы;
  • — проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
  • — проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
  • — осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников» консультация на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 7 «Семицветик»

Консультация для педагогов

«Воспитание культурно-гигиенических навыков

у дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Волкова Е. С.

Пущино,

2016г.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём».

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В. И. Молчанов, Г. Н. Сперанский, М. С. Маслов, Н. М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

Воспитание КГН во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Воспитание КГН. В этом возрасте мы должны сформировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Дежурство и помощь взрослым. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

У детей данного возраста необходимо сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом, пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул; сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

Важной задачей в работе с детьми этого возраста является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни — стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Воспитание КГН в младшей группе (от 3 до 4 лет).

КГН. Совершенствовать КГН, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Дежурство и помощь взрослым. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.)

(5) при обучении умениям и навыкам наряду с показом большое значение приобретает объяснение; умение заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным и одобрение даже небольших успехов помогут в воспитании этих навыков.

Застольный этикет.

Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Самое главное, ребенок привыкнет находиться за столом в окружении взрослых, увидит, как взрослые правильно пользуются столовыми приборами, как они едят. Необходимо для еды использовать различную посуду. Детям надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца для варенья и десерта.

Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

После еды не выпускайте детей из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками — они всегда должны быть на столе. Вытирайте ими рот и руки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

Когда ребенок немного подрастет, расскажите ему о сервировке стола. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить.

Воспитание КГН в средней группе (от 4 до 5 лет).

КГН. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой; полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его по окончании занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т.д.)

Дежурство и помощь взрослым. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Этикет за столом

Очень важно приучать ребенка есть аккуратно, беззвучно, правильно пользоваться приборами и салфетками. Правила правильного поведения за столом необходимо показывать на собственном примере.

1. Продолжайте приучать ребенка мыть руки перед едой.

2. Напоминайте, что за обеденный стол садятся не для игр и развлечений. Поэтому игрушки, книжки, а также телевизор во время еды недопустимы.

3. Объясните, что раскачиваться на стуле или играть со скатертью ни в коем случае нельзя. Ведь так можно упасть или стянуть скатерть и опрокинуть на себя горячий суп.

4. Не разрешается закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги под столом или же обхватывать ними ножки стула.

5. За столом надо сидеть надо прямо, не сутулясь, нельзя шалить и облокачиваться на стол.

6. Следите за тем, чтобы дети не наклонялись к ложке или вилке, а наоборот — еду в ложке или на вилке подносили ко рту, сидя ровно на стуле.

7. Научите ребенка правильно пользоваться столовыми приборами. Нельзя ни в коем случае играть с ними, брать в рот пустую вилку или нож. Это опасно, ведь так можно порезать полость рта и языка.

8. Кушать следует аккуратно, мелкими кусочками не набивая рот, чтобы потом было невозможно прожевать. Пищу надо пережевывать медленно и тщательно.

9. Объясните крохе, что разговаривать с полным ртом некрасиво и неудобно, сначала пищу стоит прожевать и проглотить.

10. После принятия пищи ребенок должен сложить свои приборы на тарелку, поблагодарить за еду и только после этого встать из-за стола.

Следует также помнить, что обстановка, в которой приходится ребенку принимать пищу, должна быть спокойной и гармоничной, создавать хорошее настроение.

Воспитание КГН в старшей группе (от 5 до 6 лет).

КГН. Формировать у детей привычку следить за чистотой своего тела, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Важно не только научить ребенка этим навыкам, но и формировать привычку замечать непорядок в одежде: оторвавшуюся пуговицу, запачкавшиеся ботинки и т.п. – и самому по собственной инициативе устранять его.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафут (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Дежурство и помощь взрослым. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице и пр.)

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Воспитание КГН в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет).

КГН. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Дежурство и помощь взрослым. Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.

Правила поведения за столом:

• Есть и пить аккуратно, не чавкая и не хлюпая, не разбрасывать еду вокруг тарелки.

• Не склоняться низко над тарелкой, только слегка наклонить голову. На столе лежат только кисти рук, локти на стол не ставим.

• Обе руки либо свободны, либо заняты: в правой руке нож, в левой — вилка.

• В правой руке вилка или ложка, левая рука придерживает тарелку.

• За столом нельзя говорить громко или с полным ртом.

• Если ложка или вилка упала на пол, попросите другую, чистую.

• Упавшую на пол полотняную салфетку не меняем на другую.

• Ребенку нужно объяснить, что у каждого может разбиться бокал, пролиться вода, салат попасть на скатерть. Если это случилось, то не нужно хмурить брови, плакать, жаловаться. Все поймут, что вы сделали это случайно.

• Не спешите в еде, но и не сидите долго за одним блюдом.

• Всегда благодарите за еду. Скажите: «Спасибо, очень вкусно!», или одно слово «Спасибо!».

• Никогда не говорите за столом плохо о приготовленных блюдах. Например: «Ой, опять гороховый суп. Я его не люблю» или «Как плохо пахнет. Это невкусно».

• Не говорите за столом и о том, что может испортить аппетит и настроение. Например: «Посмотри, макароны, как червяки».

Правил очень много, но они легко запоминаются. Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, и учить детей этому нужно уже с самого раннего возраста.

Методы и формы организации работы с детьми:

  • Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
  • Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
  • Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)

Что должен уметь ребенок

Возраст

Навыки самообслуживания

Помощь взрослым

3-4 года

Аккуратно есть, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, сам умывается пользуется полотенцем, поддерживает порядок в игровом уголке, убирает игрушки на места,

Помогает накрывать на стол, уносят посуду со стола после еды; выполняет поручения принести что-то; с помощью взрослых поливает комнатные растения, может сеять крупные семена, сажать лук, собирать овощи

4-5 лет

Самостоятельно полностью одевается и раздевается и может оказать помощь товарищу; содержит в порядке игрушки, вытирает пыль в игровом уголке.

Накрывает на стол, помогает вытирать пыль с мебели; с помощью взрослых подклеивает книги; может поливать цветы на участке, рыхлить землю, сгребать опавшие листья.

5-7 лет

Полностью убирает свою постель (это становится привычкой), чистит обувь, полностью обслуживает себя.

Вытирает пыль с мебели и др. предметов; поливает крупные растения, может сам сеять мелкие семена, участвует в рыхлении, прополке, высаживании рассады; моет и вытирает свои игрушки.

Список литературы

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-kgn-v-pervoi-mladshei-grupe.html
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/07/mini..
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е. изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
  4. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009. – 80 с.
  5. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1980. – 95с., ил.
  6. http://detkuhnya.ru/poteshki-dlya-detej-pro-edu-pered-edoj-vo-vremya-edy/
  7. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-edu-s-otvetami.html

Потешки перед едой.

*****

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.

*****

Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.

*****

Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики

*****

Тушки, тутушки,
Пекла мама ватрушки,
Пекла мама ватрушки
Для любимого Ванюшки.

*****

Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
*****

Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

*****

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы , кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) накормили!

*****

Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

*****

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Моем руки и лицо с потешками:

*****

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

*****

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

*****

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

*****

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

*****

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

*****

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист. (К. Чуковский)

*****

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли помыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей.
Маша, умывайся веселей!

*****

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!

*****

Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

*****

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!

*****

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.

*****

Утром мы водичкой моем руки, личико
Плих и плюх, плих и плюх
Убегай грязь от чистюх.

Потешки во время еды

*****

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели! Встали!
Сно-ва Се-ли!
А потом всю кашу
Съели!

*****

— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.

*****

Оладушки
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

*****

Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!

*****

Умница Аленька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!

*****

Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.

*****

Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!

*****

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Сашуньке съесть велели.
Доченька послушала
И всю кашку… скушала!

*****

А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым.

Гуси, гуси! Га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да,
Каши манной с молоком? Неееет.
Ну а что же вам? Конфееет

*****

Ой, качи-качи-качи!
Ой, качи-качи-качи!,
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!.

*****

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».

*****

Люли, люли, люли
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить

*****

Пошел котик на торжок
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

*****

Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед.
Сели, встали, снова сели,
А потом всю кашу съели.

*****

Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
— Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку.

*****

Глубоко — не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Загадки для детей про еду.

Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный… (бутерброд)

*****

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

*****

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий… (мед)

*****

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак… (каша)

*****

Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем… (щи)

*****

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь… (пирог)

*****

Сахаристая рубашка,

Сверху — яркая бумажка.

Сладкоежки любят это.

Что за лакомство? (Конфета)

*****

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это… (сыр)

*****

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом… (винегрет)

*****

Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы… (творог)

*****

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас… (сметана)

*****

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное… (варенье)

*****

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто… (молоко)

*****

Завернули эту плитку

В серебристую простынку.

Скушать плитку каждый рад.

Что же это? (Шоколад)

*****

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке.

Знать, готов еще один

С пылу с жару тонкий… (блин)

***
В печь несут — жидко, горячо;
из печи несут — густо-холодно.
Ответ: (Кисель)

***
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…
Ответ: (Суп)

***

Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
Ответ: (Соль)
***
На поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: (Сахар)
***

Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ответ: (Молоко)

***

Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
Ответ: (Бублик)
***
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки…
Ответ: (Суп)

***
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Ответ: (Картошка)

***

Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу Может превратиться.
Ответ: (Яйцо)

***

Алый сапог
В земле горит.
Ответ: (Свекла)

***

При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает.
Ответ: (Вилка, нож)

***

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот.
Ответ: (Ложка)

***

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
Ответ: (Яблоко)

***

В воду сахар, из продуктов
Сыплем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот
Получается…
Ответ: (Компот)

***

Свежий и соленый
Он всегда зеленый.
Ответ: (Огурец)

***

Даже от воды полнеет,
Не стыдится, а краснеет,
Не повешен, а висит,
Упадет – не голосит.
Ответ: (Помидор)

Пословицы и поговорки о еде

  • Человек из еды живёт.
  • Мельница сильна водой, а человек едой.
  • Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной.
  • Душа не сосед: пить есть просит.
  • Кабы не зубы, так и душа бы вон.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Хлеб батюшка, водица матушка.
  • Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска и стол доска.
  • Как придёт беда, не пойдёт на ум и еда.
  • Ешь больше, а говори меньше.
  • Ельник, березняк чем не дрова? Хрен да капуста чем не еда?
  • Хлеб да соль, и обед прошёл.
  • Поешь рыбки, будут ноги прытки.
  • Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине.
  • Калач приесться, а хлеб никогда.
  • На вкус на цвет товарища нет.
  • Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.
  • Соли не жалей, так есть веселей.
  • Красна река берегами, а обед пирогами.
  • Хрен редьки не слаще.
  • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
  • Сесть на пенёк, съесть пирожок.
  • Ешь больше проживёшь дольше.
  • Какова еда, таков и ход.
  • Дадут хлебца, дадут и дельца.
  • Стол поставят, так и работать заставят.
  • Голод не тётка, душа не соседка.
  • Голодный откусил бы и от камня.
  • Когда я ем, я глух и нем.
  • Горе наше, что без масла каша.
  • Где оладьи, тут и ладно; где блины, тут и мы.
  • Без хлеба не обедают.
  • Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.