Как грудничкам мерить температуру

admin
18.07.2019 0 Comment

Норма температуры тела у новорожденного и у грудничка

У здоровых новорожденных температура тела неустойчивая и может меняться достаточно быстро, когда малыш плачет, кушает или просто активно двигает ручками и ножками.

Подобные колебания — признак незрелости механизмов регуляции температуры, и поэтому всегда присутствует риск перегрева или переохлаждения.

Значительное количество тепла, которое вырабатывает новорожденный ребенок, выделяется через кожу, пот или через легкие, когда малыш дышит.

Из-за недостаточно развитых потовых желез основная потеря тепла происходит через дыхание. Поэтому важно поддерживать температуру воздуха в детской комнате в пределах 18-19 градусов по Цельсию.

Если малыш мерзнет, о чем свидетельствуют холодные ручки и ножки, нужно поднять температуру в комнате до 22-23 градусов.

Примерно к 3 месяцам такие перепады температуры проходят, и устанавливается суточный ритм, характерный для здоровых детишек грудного возраста. Норма температуры в подмышечной области для грудничка составляет 36,6-37,3 градусов.

У грудного ребенка температура тела изменяется в течение суток. Суточные изменения температуры у детей варьируются в более широких границах, чем у взрослых. Нормальная температура колеблется в течение суток в промежутке 0,5-1,0 градус. Максимальное ее повышение отмечается в вечернее время (17-19 часов) — до 37,5 (иногда выше); а минимальное снижение наблюдается в утренние часы (4-6 часов утра) — до 35,8 градуса. Норма температуры у детей зависит от способов ее измерения.

Разновидности градусников

Сколько по времени мерить температуру, зависит от разновидности термометра, которым вы пользуетесь.

Измерить температуру грудничку можно ртутным, электронным или инфракрасным градусником .

Сегодня, когда есть большой выбор, не рекомендуют мерить температуру маленькому ребенку ртутным термометром, даже зная, что этот способ проверен временем.

Активного малыша достаточно сложно зафиксировать. Интенсивно двигая ручками, он может повредить стеклянный корпус и порезаться, а шарики ртути разлетятся по всей комнате. Кроме того, встречались случаи, когда малыш откусывал наконечник градусника.

Разберем, как правильно измерять температуру разными способами, используя термометры, которые выпускают современные медицинские фирмы.

При измерении температуры необходимо, чтобы градусник непосредственно соприкасался с кожей или слизистой ребенка. Перед измерением не забудьте проверить исправность термометра.

Способы измерения температуры

  1. Аксиллярный (в подмышке у малыша).
  2. Оральный (в полости рта).
  3. Ректальный (в прямой кишке).
  4. Ушной (в полости уха).
  5. Лобный (на лбу).
  6. Бесконтактный (на расстоянии, не касаясь кожи ребенка).

Виды градусников

  1. Ртутный.
  2. Электронный, или цифровой.
  3. Инфракрасный.

Ртутный градусник, простой и наиболее часто используемый, имеет низкую стоимость. Он гарантирует точное измерение температуры. Его погрешность очень мала — до 0,1 градуса. Недостатком является его хрупкость и достаточно длительное измерение, результат оценивается спустя 5-7 минут.

Электронные, или цифровые, градусники достаточно разнообразны. Они просты и безопасны для применения, так как не содержат стекло и ртуть. Результат оценивают спустя 1-3 минуты после начала измерения, они подают сигнал, когда температура измерена.

Их недостатки:

  • достаточно высокая стоимость;
  • требуют замены батареек;
  • погрешность измерения составляет до 0,5 градусов;
  • когда градусник неплотно соприкасается с кожей, результаты измерения неверные.

Как мерить температуру грудничку при использовании различных видов термометров?

Нормальной подмышечной температурой принято считать температуру 35,8-37,3 градуса по Цельсию. Кожа в подмышке при измерении должна быть сухой. Нельзя измерять температуру, если на коже есть покраснение или высыпания. Нужно плотно прижимать вставленный подмышку градусник. Измерять аксиллярную температуру можно, пользуясь ртутным термометром и электронным.

Оральная температура в норме составляет 35,5-37,5 градусов по Цельсию. Измерить температуру грудничку в полости рта можно, используя ртутный и электронный термометры.

Уже рассказывалось о том, что измерять температуру, используя ртутный градусник, небезопасно у детей. Этот способ требует довольно долгого измерения и пристального внимания взрослых.

Электронным термометром пользоваться довольно просто и безопасно. Измерение температуры не требует много времени, достаточно 1-3 минут. В процессе измерения мама должна контролировать, чтобы ребенок не выталкивал градусник язычком. На сегодняшний день выпускают модель термометра в виде соски, что очень удобно, если ваш кроха сосет соску.

Нельзя измерять температуру в полости рта сразу после кормления малыша и при стоматите, результаты будут неточными.

Температура в прямой кишке (ректальная) в норме составляет 36,6-38,0 градусов. Для ее измерения малыша кладут животом на коленки, при этом ножки малыша должны свисать. Смазанный вазелином наконечник вводят малышу в анальное отверстие. Температуру нужно измерять не меньше 5 минут. Измерение ректальной температуры вызывает дискомфорт (неприятные ощущения) у малыша и страх у мамы сделать, что-нибудь неправильно. Поэтому этим способом чаще всего пользуются в стационаре. Ректальную температуру можно определить, используя ртутный и электронный градусники.

Нормальная температура в ухе у ребенка — 35,8-38,0 градусов по Цельсию. Ушную температуру измеряют инфракрасным термометром. Все инфракрасные термометры — это дорогое удовольствие. Погрешность их измерений колеблется в пределах 0,1-1,0 градус. Ушные термометры требуют использования одноразовых накладок. Однако они способны быстро (за несколько секунд) измерить температуру, безопасны и удобны для применения.

Ушные термометры не рекомендуют использовать при воспалении уха (отит). Они показывают завышенный результат в больном ухе за счет воспаления.

Нормальная лобная температура 35,5-37,5 градусов. Ее можно измерить, используя инфракрасный термометр. Для удобства в поездке хорошо подходят термополоски. Их крепят на лоб ребенка и получают результат через 10-15 секунд. Термополоски не стоит покупать в качестве домашнего термометра, они быстро изнашиваются и имеют большую погрешность.

Бесконтактное измерение температуры — это ее определение на расстоянии от 4 до 15 см от малыша. Оно предоставляет возможность мерить температуру, даже не дотрагиваясь до ребенка. Бесконтактные термометры удобны для определения температуры в момент сна. Как и все инфракрасные термометры, быстро измеряют и легки в использовании, но имеют погрешность измерения и высокую стоимость.

Раздел IV. Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний. Бактериологическое исследование кала на патогенную кишечную флору.

Существует два метода взятия материала:

I.Из прямой кишки.

II.Из горшка или с пеленки (3-5 гр) – чаще используется у детей.

Техническая подготовка:

Вымыть, высушить руки, надеть перчатки.

На инструментальный столик, поставить:

  • герметично закрытые стерильные пробирки со средой (30% раствор глицерина). В них находится ректальная трубка для забора материала;

  • стеклограф;

  • бланк-направление;

  • штатив, бикс.

Выполнение манипуляции (взятие материала для бактериологического исследования кала из прямой кишки):

1.Стеклографом поставить номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

2.Установить пробирку в штатив.

3.Уложить ребенка раннего возраста на спинку, старшего — на левый бок на чистую пеленку.

4.Из пробирки вынуть ректальную трубку для забора материала, взять в правую руку.

Левой рукой раздвинуть ребенку ягодицы, правой осторожно, без насилия, зращательно-поступательными движениями ввести ректальную трубку для забора материала в прямую кишку на расстояние

3-4 см. (детям раннего возраста),

5-6 см. (детям старшего возраста).

5. Извлечь ректальную трубку, поместить в пробирку, не касаясь ее краев, плотно закрыть пробкой.

Заключительный этап:

1. Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках, снять их, вымыть и

высушить руки.

2. Оформить направление в лабораторию.

Взятие материала на BL (бациллу Леффлера).

  • Выполняется мазок из зева и носа стерильными .ватными тампонами;

  • проводят натощак, до чистки зубов, полоскания полости рта, приема лекарственных средств;

  • взятый материал немедленно отправляется в лабораторию:

Техническая подготовка:

  1. Вымыть руки, просушить, надеть перчатки.

  2. На инструментальный столик поставить:

а). Герметично закрытые 2-е стерильные пробирки с ватными тампонами на

металлическом стержне, пропущенном через пробку.

б). Шпатель в крафт-пакете.

в). Штатив, бикс для транспортировки пробирок.

г). Стеклограф.

д). Бланк-направление.

е). Лоток для использованного материала.

Выполнение манипуляции:

1.Стеклографом поставить номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, на одной из них поставить букву Н (для носа), на другой — 3 (для зева).

2.Усадить ребенка к источнику света и предложить открыть рот. Детей младшего возраста фиксирует помощница.

3.Левой рукой шпателем фиксировать язык.

4.Правой рукой вынуть стерильный тампон из пробирки (3), снять слизь с миндалин и дужек на границе здорового и пораженного участка (не касаться зубов, неба).

5.Тампон поместить в пробирку, не касаясь краев. Шпатель бросить в лоток для использованного материала.

Из пробирки (Н) взять второй тампон, ввести глубоко в носовой ход, сделать вращательное движение.

Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, поместить его во вторую пробирку (Н).

Заключительный этап:

1.Использованный шпатель замочить в дез. р-ре.

2.Вымыть и высушить руки. Снять перчатки.

3.Оформить направление в лабораторию.

4.Поместить пробирки в бикс.

ТЕРМОМЕТРИЯ У ДЕТЕЙ

Цель:

· Выявление температурящих больных (детей)

· Наблюдение за течением заболевания.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

· Медицинский термометр

· Температурный лист

· Бумага для температурного списка

· Карандаши: простой и красный

· Дез. раствор

Техника выполнения:

· При измерении температуры детей нельзя оставлять одних; маленьких держать на руках, дети постарше могут сидеть или лежать, прижав руку к туловищу.

· м/с: объясняет ребенку, как он должен вести себя во время термометрии.

· Встряхивает термометр, чтобы ртуть опустилась в резервуар до самых низких показателей.

· Протирает насухо подмышечную впадину ребенка, т.к. влажная кожа искажает показания; одновременно осматривает ее, при наличии гиперемии, местного воспаления нельзя проводить термометрию, т.к. место температура будет выше, чем температура всего тела.

· Помещает термометр так, чтобы резервуар со всех сторон соприкасался с телом в глубине подмышечной впадины.

· Плотно прижимает руку к грудной клетке для фиксации термометра.

· Через 10 мин. Извлекает термометр и определяет его показания.

· Записывает показания термометра в температурный лист.

· Встряхивает термометр, чтобы столбик ртути опустился в резервуар.

Обработка по ОСТу: после использования термометр сразу же замочить в дез. растворе в сосуде, дно которого выстлано марлей. Полностью погрузив в раствор, затем промыть проточной холодной водой, высушить, хранить сухими.

ЭТАЛОН ОЦЕНКИ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

Профессиональные компетенции Основные показатели оценки ПК Баллы Эталон
ПК 4.1 Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в её проведении. 1.Факторы риска (симптомы заболевания) выявлены в полном объёме. 2. Группа диспансерного наблюдения соответствует классификации. 3.План диспансерного наблюдения и рекомендации соответствуют требованиям приказа МЗ России -№ 1006 Н от 03.12.2012г. «Об утверждении порядка диспансеризации определённых групп взрослого населения» -№ 134 Н ОТ 21.12.2012 Г. «О порядке прохождения несовершеннолетними мед. осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» 4.Манипуляция выполнена в соответствии с алгоритмом. 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 В соответствии с п.1 модельного ответа В соответствии с п.2 модельного ответа В соответствии с п.3 модельного ответа В соответствии с п.4 модельного ответа

0-показатель не продемонстрирован; 1 – имеется недочет; 2 – показатель продемонстрирован полностью

Компетенция считается освоенной, если сумма баллов более 6 и все показатели продемонстрированы студентом (ни один показатель не имеет оценки -0).