Развод для ребенка

admin
09.05.2019 0 Comment

Содержание

Развод родителей для детей

Семья дает детям все, что нужно, уже с раннего возраста на основания поведения мамы и папы у них формируется понятие супружества. По тому же принципу, подсознательно они будут строить в будущем свою семью. Родители — это два самых важных человека в жизни. Если родители разводятся, перед отпрысками постает выбор кого-то одного у них рушиться мир, как карточный домик. В это время родители должны максимум времени уделить именно своему малышу и посоветоваться, как объяснить ребенку развод, так чтобы он смог понять поступок мамы и папы. Нужно на какое-то время забыть о личной неприязни, своих переживаниях и вести себя сдержано, убедить малыша в том, что он не станет менее любим каждым из них, и сможет видеться и с мамой, и с папой по первому требованию.

Для более взрослых детей в школах начинают преподавать предмет под названием «психология семейной жизни». В этой дисциплине детям объясняют, что семья — это не результат влюбленности двух людей, а процесс, в котором не исключено начало и окончание. Советы психолога помогут и родителям, которые не знают порой как вести себя с ребенком при разводе и, как сказать ребенку про развод.

Дети при разводе родителей проходят несколько стадий восприятия ситуации, каждая из них имеет свои особенности. Чтобы ребенок после развода родителей остался полноценным членом общества, взрослые должны тщательно изучить, как дети переживают развод родителей и как на каждой из стадий вести себя подобающе.

Первая стадия это гнев. Родители разводятся, ребенок злиться на них, почему они не могут помириться и жить, как прежде, ведь в их жизни было так много хорошего. Малышу казалось, что у него постоянно будет и мама, и папа, соответственно гнев на развод родителей для ребенка это нормальная реакция. Он расценивает брак родителей, из-за своей незрелости, как игрушку, которой он так любил играться, но она разломалась и уже не может выполнять свои функции, как раньше. Сказать ребенку о разводе родителей на стадии гнева труднее всего, ведь каким бы мелким не был ребенок, он слышит крики и скандалы, что не редко предшествуют официальном разводу.

Влияние на психику ребенка требуется осуществлять таким образом, чтобы ему было понятно, особенно если он воспринимает семью, как поломанную игрушку и хочет, чтобы она работала, как прежде. Объясните, что теперь вместо одной старой игрушки у него будет две совершенно новых, которыми играться ему будет намного интересней. Под новыми игрушками подразумевается две новых семьи, которые впоследствии у него появятся со стороны матери, и стороны отца.

Вторая стадия — страх. Это, пожалуй, самое сильное чувство, которое после развода родителей дети ощущают. Если проживая в полноценно семье, ребенок чувствовал себя в безопасности и защите, то в процессе новых событий, он уже не уверен ни в чем, и не знает, что его ждет. Если бывают бывшими супруги, то может и бывают бывшими дети? Этот вопрос очень часто задают себе дети, когда родители в разводе. Малыш ощущает потерю одного из близких людей и боится потерять тех, что остались рядом с ним. Если в это время взрослые не решат, как помочь ребенку пережить развод родителей, то это страх будет только увеличиваться, и нарушать психику ребенка, перерастая в комплексы, паранойю и даже некие отклонения в развитии.

Чувство вины — еще одна стадия. Последствия развода для детей трудно предугадать, ведь даже маленький детеныш — уже личность, только не сформированая, и такой переломный момент в его жизни, может стать толчком для формирования основных качеств его характера. Чувство вины очень ярко проявляется у детей от 3 до 7 лет. Малыши задумываются, возможно, это их постоянный плач и капризы стали поводом для того, что родители хотят развестись. В это время маленький человек будет всячески пытаться примирить взрослых, обещать, что впредь он будет вести себя лучше. Наблюдать без слез на глазах, за его рвением восстановить семью, просто невозможно.

Важно сказать сыну или дочке, что они самые лучшие и родители никогда не разошлись бы из-за них, ведь они самое ценное, и самое лучшее, что у них есть. Вину, что ощущает ваш отпрыск, требуется опровергнуть в первую очередь. Можно объяснить, что родители продолжают любить его, но какое-то время они поживут раздельно. Со временем их чадо привыкнет к новой ситуации и подобного чувства больше не возникнет.

Как вести себя родителям?

Как развод влияет на детей родители даже и представить себе не могут, ведь порой дети сохраняют спокойствие внешне, но внутри переживают огромную обиду на взрослых и чувствуют себя одинокими. Чтобы минимизировать последствия развода для ребенка, взрослые должны придерживаться нескольких правил:

  • больше времени проводите со своим чадом, окружите его вниманием и заботой. Важно не только вместе смотреть телевизор, а играть, гулять, даже если один из родителей живет отдельно. Малыш должен понять, что для него все будет, как прежде, изменения будут только у взрослых;
  • ни в коем случае, не обманывайте, малыш чувствует напряжение в семье, он вправе знать намерение мамы и папы расстаться. Нужно просто выбрать правильное время, чтобы сказать детям о разводе родителей и подобрать верные слова;
  • не стоит кардинально изменять условия жизни, если, к примеру, родители расстались, что уже большой стресс, не нужно сразу же переезжать другой город или переводить деток в новую школу. Это дополнительная травма;
  • не вводите школьников в курс всего, что происходит, взрослые вопросы по типу раздела имущества, можно оставить за пределами внимания детей;
  • никогда не длите детей, если их несколько, помимо того, что малыш осознает необходимость проживания только с одним родителем, смириться с мыслью, что папа выбрал не его или мама решила оставить себе сестру, может стать причиной сильнейшей депрессии и развития серьезных психических заболеваний;
  • не перетягивайте детей на свою сторону, и не настраивайте их против второго родителя. Невыносимо малышу выбирать между двумя самыми родными людьми.

Подобные рекомендации помогут подготовить детей к разводу родителей, обустроить их новую жизнь, как можно лучше. Объяснить ребенку развод родителей должны не бабушки с дедушками, а сами родители. Воспитание детей — это большая ответственность, и когда супруги решали завести малыша, то должны были подготовиться, что любые вопросы они будут решать также вместе.

Как сказать детям о расторжении брака?

Как объяснить ребенку что родители разводятся, очень важный вопрос, которым задаются все супруги. Сколько бы лет не было 18 или 6, новость о разрыве отношений между мамой и папой, всегда травмируют психику. Взрослые должны подготовиться к тому, как рассказать ребенку о разводе, и к его неадекватной реакции. Вероятно, он будет кричать плакать, просить одуматься, но если решение о разводе принято окончательно, взрослые не должны отступать от своего намерения, и не говорить что-то по типу: «Ну ладно, мы с отцом подумаем, возможно, все еще образуется». В таком случае, вы даете ложную надежду на восстановления семьи, и если этого в конечном итоге не происходит, помимо обиды, гнева и разочарования, малыш теряет доверие к родителям. Потом восстановить хорошие отношения с ним, будет очень сложно.

О том, как подготовить ребенка к разводу, и как травмирующее событие перевести из раздела «катастрофы», в радел «нового этапа жизни семьи», расскажут многие публикации всемирных психологов, которые можно найти в интернете. На нашем сайте тоже есть советы, которые пригодятся родителям, что не знают, как сообщить ребенку о разводе. Очень хорошо звучат фразы:

  • «Наверное, ты будешь расстроен, когда узнаешь новость, которую мы тебе поведаем»;
  • «Мы понимаем, что ты очень расстроен нашим решением»;
  • «Мы понимаем, что ты зол и думаешь, что мы все рушим».

Хоть эти фразы и звучат грубовато, но они помогут малышу все обдумать и прислушаться к своим чувствам. Он оценит то, что к нему относятся, как полноправному члену семьи, и хотят с ним серьезно говорить.

Конечно, использовать подобные заученные высказывания в беседе с 3-х летним малышом нет смысла, их значения он не поймет. Сейчас речь идет о том, как пережить развод родителей подростку и рассказать почти сформированному отпрыску о своих взрослых делах. Если будет своевременно предоставлена помощь ребенку при разводе психологическая, то он поймет, что нет ничего страшного в том, что родители разошлись.

Как должен вести себя ребенок?

Как пережить развод родителей ребенок школьного возраста или подросток не знает, но манеру своего поведения он определяет, исходя из ситуации, что держится в семье. Если чадо уже сформировалось, то оно тоже должно понимать, что плохо не ему одному, но родителям тоже нужна поддержка и понимание. Он, как важная часть их семьи может помочь поскорее завершить этот неприятный процесс расторжения брака, адекватно реагируя на решение мамы и папы жить отдельно.

Что делать если родители разводятся, знают немногие дети, поэтому чаще всего попросту убегают из дому, дополняя список проблем взрослых, своим исчезновением. Уход из дома, а если быть точнее от проблемы, ее никогда не решит. Подросток, что переживает развод, должен дать родителям немного времени разобраться во всем, не вмешиваться во взрослые дела, а попросту выполнять поставленные на него обязанности — ходить в школу, хорошо себя вести.

Ни в коем случае, не стоит использовать развод родителей в своих целях, то есть говорить «если ты купишь мне то-то, я останусь жить с тобой». Нельзя также настраивать еще больше родителей друг против друга, это подло и не честно по отношению к ним, ведь они и так переживают сложный период в своей жизни.

Как бы тяжело не было переживать раскол семьи, дети должны осознавать в полной мере, что все в скором времени пройдет и нормализуется. Больше не будет так больно видеть маму и папу, и на лице родителей хоть и порознь, но опять появиться улыбка и блеск в глазах. Как объяснить ребенку о разводе родителей и как влияет развод на детей, теперь вам известно. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что никогда не стоит жить в браке ради общих деток. Иллюзия семьи не принесет радости никому. Со временем ребята вырастут и не оценят поступка родителей, а свою жизнь мама и папа начать сначала, уже не смогут.

Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей.


Взрослые часто не предполагают, какие страдания испытывает ребенок, когда два любимых им человека вдруг расстаются. Как влияет развод на психическое развитие ребенка в дальнейшем? Какими опасностями он грозит? Какие условия могут дать надежду и помочь избежать травматических воздействий на последующую жизнь ребенка?
Настоящая книга написана на основе анализа результатов исследовательской работы Института прикладной психологии в Вене.
В книге раскрыта индивидуально различная психодинамика детских переживаний в зависимости от того, какую помощь окружающие (родители) оказывают ребенку, а также анализируются причины несостоятельности родителей и окружающих, не сумевших вовремя оказать ребенку необходимую помощь.
_________________________
Фрагменты для ознакомления.
«Я никогда не мечтала иметь абсолютно послушного ребенка, к тому же мальчик должен быть живым и иногда даже шаловливым». Фрау Б. вздыхает. Потом она опускает глаза, и, когда снова продолжает говорить, я вижу, что ей приходится бороться со слезами: «Но я не знаю, как мне быть дальше. Меня уже просто не хватает!»
Такое проявление чувств слишком неожиданно. Фрау Б. обратилась ко мне за помощью, как она сообщила по телефону, для того чтобы получить несколько педагогических советов. Непосредственно перед описанной сценой она охарактеризовала своего сына Лео как живого, развитого мальчика, с которым постоянно возникают проблемы, когда он должен делать то, к чему в данный момент не расположен, как, например: одеваться или раздеваться, выключить телевизор, идти спать и тому подобное. Мать беспокоит также чрезмерная стеснительность сына по отношению к чужим взрослым.
Все это она рассказала в спокойной манере, к которой теперь так не подходила ее внезапная растерянность, составлявшая контраст со сравнительно невинной симптоматикой, если вообще в этом случае можно говорить о симптомах. Я обращаю на это внимание фрау Б., тогда она, заливаясь слезами, рассказывает, что из таких конфликтов состоят их будни и что из-за них ее отношения с Лео так испортились, что они постоянно кричат друг на друга, а потом рыдают. И что мальчик последнее время убегает от нее, когда она приходит за ним в детский сад. На мой вопрос, догадывается ли она о вероятной причине, она отвечает: «Я не знаю, но, может быть, правы мои родственники и друзья, говоря, что я избаловала Лео, что недостаточно строга и непоследовательна с ним. Я всегда пыталась воспитывать сына, воздействуя на него разумом, а не строгостью. Но самое ужасное, что я просто не понимаю, что происходит между нами. Очевидно, я все делаю не так!»
Время беседы подходит к концу и я обращаю внимание фрау Б. на то, что она рассказала мне достаточно много о Лео и о себе, о родственниках и друзьях, но ни словом не обмолвилась об отце ребенка. Она краснеет, как будто я застиг ее на месте преступления, и произносит вскользь, что не соответствует ее заметному внутреннему волнению: «Да, это верно и это взаимосвязано, что отец в наших отношениях не играет почти никакой роли. Мы вот уже два года в разводе и Лео видит своего отца раз в месяц, а то и в два».
И на мои дальнейшие вопросы она утверждает, что развод не мог негативно повлиять на ребенка, потому что в момент развода ему было всего два года, и он не в состоянии был что-либо понять и совсем не грустил, когда отец ушел. При этом фрау Б. держится с возрастающей отчужденностью и изо всех сил старается увести меня с «неверного следа». Поскольку время беседы истекло, мы договариваемся о следующей встрече. Конечно, нельзя заранее утверждать, что причиной проблем между Лео и его матерью является непременно развод родителей.
Но все же удивительно, что эта образованная и, как она сама говорит, интересующаяся психологией женщина абсолютно не считает вероятной возможность, что ее развод с отцом ребенка, как минимум, является одной из причин тех трудностей, которые возникли в ее отношениях с Лео. Подобное несоответствие вызывает подозрение психоаналитика о существовании здесь неразрешенных психических конфликтов, имеющих значение для данной проблемы и ее разрешения.
Напрашивается вопрос — почему мать Лео пыталась скрыть от меня развод? А точнее, у меняя сложилось впечатление, что речь шла не столько обо мне, сколько о ее желании избежать нового столкновения с фактом развода. Через неделю фрау Б. сама отвечает на этот вопрос. Она начинает рассказывать о своем браке, о разочарованиях и переживаниях, о том, что ее муж после рождения ребенка больше заботился о ребенке и о своих друзьях, чем о ней. Мать сосредоточилась на сыне, не желала спать с мужем, что еще больше осложняло их отношения. Когда ребенку исполнилось два года, желание уйти от мужа с ребенком приобрело конкретный характер.
И в заключение фрау Б. рассказала, вся в слезах, как долго она мучилась этим решением, так как чувствовала, что не имеет права отнимать у ребенка отца. Несмотря на то что муж все реже бывал дома, Лео его тем не менее очень любил. Можно предположить, что это было именно то огромное чувство вины, которое и привело фрау Б. к полному отрицанию роли отца для Лео, а вместе с тем и значения развода, и она вжилась в представление о том, что ребенок не заметил изменений в семье. Иначе она, вероятно, не совершила бы столь важного шага и не смогла бы освободиться от ставшей невыносимой совместной жизни.
Фрау Б., конечно, не одинака с ее конфликтом между личными чувствами и желаниями, с одной стороны, и родительской совестью — с другой. С огромным чувством вины по отношению к детям приходится бороться большинству родителей, решившихся на развод. Эти угрызения совести кажутся, на первый взгляд, удивительными, но они подтверждаются статистическими выводами. Тем не менее в Австрии распадается каждый третий брак и каждый десятый ребенок до своего четырнадцатилетия уже обременен переживаниями развода (для ФРГ и Швейцарии цифры те же). /…/
…Манфреду шесть с половиной лет. Мальчики в этом возрасте обычно идентифицируют себя с отцами. Психоаналитическое понятие идентификации означает гораздо больше, чем просто взятие другого человека в качестве примера для подражания. Идентифицировать себя с другим означает частично быть с ним сросшимся, подсознательно фантазировать: что ты действительно этот другой, жить «через» него и переживать, как он. Идентификация выражается в чувстве «мы», которое принимается в себя. Путем идентификации я присваиваю себе часть объекта, с которым я себя идентифицирую. (Идентификации являются также важными стимулами детской социализации и имеют огромное значение для развития личности, на них опирается большинство рекомендаций, которые играют большую роль в педагогической практике.)
Итак, Манфред относился к тем мальчикам, которые особенно сильно идентифицируют себя со своими отцами. Для него отец был живым воплощением всего того, что придает жизни смысл: он был обладателем роста, силы, власти, разума и любви к матери в сочетании с восхищением ею. Отец обладал всем тем, в чем он сам так мучительно нуждался. Только благодаря идентификации с отцом ему удавалось не падать духом по поводу своей слабости и маленького роста и преодолевать страх перед теми, кто был старше и сильнее его.
Отец гарантировал мальчику также необходимое эмоциональное прикрытие в отношении матери, что позволяло тому хотя бы частично чувствовать себя защищенным от ее строгости. Идентификация давала ему возможность сосуществовать с болезненным сознанием, что мать обращается с ним как с маленьким ребенком и доминирует над ним, и все же сохранять свою мужественность. Такие сильные идентификации не обязательно результат внешне особенно близких отношений. Отец Манфреда был художником и очень часто отсутствовал по нескольку дней или недель. И, как раз наоборот, из-за частой недосягаемости отца, чувство идентификации сильно возрастало, что обычно является — подсознательно — путем к тому, чтобы любимого человека всегда иметь при себе, вернее, в себе, даже тогда, когда его нет рядом.
Когда Манфред узнал, что отец не вернется больше домой из своей последней поездуди, он потерял не просто любимого человека. Жить дальше без отца означало для Манфреда потерять самого себя. Отец в известном смысле забрал с собой хорошие и сильные части личности Манфреда. Осталось маленькое существо, обижаемое и дразнимое во дворе и в школе и чувствующее себя в полной зависимости от чересчур заботливой матери. Потеря отца означала для Манфреда также потерио будущего, а именно, в его становлении мужчиной, поскольку у него отняли возможность уже сейчас, путем идентификации с отцом, таковым себя ощущать. Развод кастрировал Манфреда и таким образом сделал действительностью эдиповы и предэдиповы опасения. В этих обстоятельствах печаль превращается в растерянность, чувство вины обращается к фантазии о самоуничтожении и на место стража вступает чувство поражения.
Но не только разлука с однополым родителем может переживаться ребенком так драматично. Катарине было неполных пять лет, когда ее родители разошлись. Она находилась в высшей точке своей эдиповой любви и была нежно предана отцу, который воплощал для нее сияющего сказочного принца. Отец был врач и для Катарины было самой собой разумеющемся, что она со временем тоже станет врачом или медсестрой, чтобы ассистировать отцу. Уже сейчас это были счастливейшие моменты, когда она бралась за ручку двери его кабинета и ей разрешалось принести ему картотеку. Ее любимейшей игрой была кукольная семья. При этом кукольный отец был ее отцом, она сама была матерью, они вместе заботились о детях…»
Теперь изложение некоторых идей из книги словами переводчицы.
«…Тройственные отношения в психоанализе именуются триангулированием. Они означают не только отношение к отцу и отношение к матери, но также отношение к обоим родителям сразу. Это соотношение создает новое равновесие, внутрипсихическую структуру, которой в дальнейшем предстоит играть огромную роль в умении построения одновременных отношений с разными персонами. Здесь невольно напрашивается сравнение с физическим законом о точках опоры, которых, для того чтобы предмет стоял, а не падал, требуется не меньше трех.
Вспомните, мы говорили о том, как Кристиан, ссорясь с мамой, на время отходил «под защиту» отца. Если отца в это время не было дома, он просто думал о нем и этого было достаточно. Таким образом ему удавалось не очень пугаться своих ссор с матерью. Но когда третья персона — отец — отсутствует по-настоящему, то есть в результате развода его не просто нет рядом, а его нет, он не придет сегодня вечером и неизвестно, придет ли вообще когда-нибудь, то ребенок не в силах выдержать страха перед окончательной потерей еще и матери: потеря эта может оказаться расплатой за его злые слова и мысли.
Роль отца в успешном прохождении «фазы нового приближения», в процессе индивидуализации и в достижении константы объекта трудно недооценить. Если ребенок живет в благодушной атмосфере, если мама с папой любят его и любят друг друга, то его психические структуры развиваются нормально и именно они защитят его в дальнейшем от психических срывов. Следует отметить, что шести- или семилетние дети, переживая развод, обычно регрессируют именно в эту фазу развития. Но теперь это «оживление» прошлого происходит без отца, который был когда-то так важен для душевного равновесия и чувства защищенности ребенка.
Годовалый малыш, хотя и не чувствует себя больше сим-биотически связанным с матерью, но когда он замечает, что у отца, который теперь воспринимается как отдельная персона, существуют свои собственные с нею отношения, он оказывается потрясен, поскольку видит себя из этих отношений исключенным. Но одновременно он приобретает необыкновенно важное познание: быть другим или быть исключенным вовсе не означает оказаться потерянным в этом мире.
Отец подает малышу пример отношений между автономными субъектами, и ребенок начинает думать так: я такой же, как папа, который любит маму и любим ею. Путем отождествления себя с отцом он открывает возможность новых, не симби-отических отношений с матерью. С этим чувством независимости своего существования от матери вступает он в критическую «фазу нового приближения», которая переполнена конфликтами между стремлением к самостоятельности и желанием безграничной заботы матери и симбиотического воссоединения с нею. И все это к тому же сопровождается совершенно разноречивыми страхами: страхом перед новым воссоединением, поскольку в нем заключается угроза «поглощения» его матерью, и в то же время страхом перед разлукой.
Короче говоря, он и боится, и в то же время желает независимости. Именно эта неопределенность и скрывает в себе огромный конфликтный потенциал по отношению к матери. Так ребенок в возрасте от полутора до двух с половиной лет создает себе два совершенно противоположных представления о матери. То она в его глазах абсолютно добрая, защищающая, дающая удовлетворение, то вдруг превращается в абсолютно «злую», отказывающую в удовольствии, преследующую и угрожающую. В этом возрасте он, хоть и знает уже, что у него одна мама и воспринимает ее целиком, но в то же время ему кажется, что существуют два противоположных существа, которые стремятся взять над нею власть.
Этим и объясняется то, что дети в этой так называемой фазе сопротивления столь отчаянно борются за, казалось бы, пустяковые удовлетворения и, если им не удается одержать верх, реагируют на это как на истинную катастрофу. Вам кажется, что вашему малышу очень важно, чтобы вы купили ему эту машинку (хотя у него их уже больше десяти и эта ничем особенным не отличается от остальных), но на самом деле для него может быть в этот момент речь идет скорее о «доказательстве», что «хорошая мама» все еще здесь, или о возможности путем ожесточенной борьбы изгнать «злую мать», чтобы снова вызвать к жизни «добрую». Нет оснований сердиться на него за это или чувствовать себя беспомощной, постарайтесь просто — как взрослый человек — забрать ситуацию в собственные руки.
Итак, вашему малышу нужно доказательство? Дайте ему его! Но для этого нет необходимости покупать ему требуемую игрушку или разрешить зимой идти гулять в сандалиях. Есть много других способов доказательства любви и прежде всего это готовность к компромиссу и ласковая любовь, которые обязательно подскажут вам нужное решение. И это, заметьте, совсем не исключает вашей твердости. Фигдор справедливо утверждает: хорошее воспитание это прежде всего — компромисс! Запомните эти слова, постарайтесь осмыслить их для себя и применительно к своей жизни. Компромисс — это вообще основа любых хороших отношений, а не только международных. Во всяком случае на ниве воспитания, как и в любовных и дружеских отношениях, жесткая и ограниченная принципиальность, максимализм и желание любой ценой настоять на своем могут привести лишь к разрушению.
Двух- или трехлетний малыш вряд ли поймет, что это такое: «нет денег» или что у него уже есть десять машинок и одиннадцатая ему ни к чему. Но вы можете, не сердясь на него, а ласково улыбаясь, предложить заменить это удовольствие другим, например, поиграть с ним в его любимую игру или пойти с ним погулять. Главное, чтобы он видел, что мама, хоть и тверда в своем отказе, но она все равно добра к нему. И еще — что очень важно — не ленитесь говорить с ребенком. Уже один факт вашего с ним общения для него важнее всех самых дорогих игрушек. Говорить обо всем и давать ему возможность высказаться. И улыбаться. Вот видите: «добрая мама» уже здесь и любимец ваш смеется довольным смехом, ему, собственно, ничего больше и не нужно. Есть семьи, которые не нуждаются ни в чем и могут позволить себе баллвать своих детей все новыми и новыми покупками и они охотно это делают. Особенно те, чье собственное детство прошло в лишениях. Мне хочется спросить: как долго ваш ребенок радуется новой покупке? Знаю, совсем недолго, часто он забывает о ней уже через полчаса. И это вовсе не от «пресыщенности», как принято считать, а от того, что новое приобретение не принесло ребенку желаемого удовлетворения. Игрушка — это совсем не то, чего он на самом деле бессознательно себе желал, она нужна была ему в качестве доказательства вашей любви. Не заменяйте себя подарками! Я понимаю, у вас нет времени, вам приходится много работать (благосостояние не падает с неба), вы устали, у вас просто не хватает сил на все. А тут еще и свои собственные неудовлетворенные потребности!
И вот вы уже чувствуете себя ужасно виноватой перед своими детьми и не находите ничего лучшего, как заглаживать вину подарками. И вы даже не представляете, как это опасно для ваших отношений. В результате ребенок ваш, постоянно переживая внутренние разочарования, и в самом деле находит компенсацию в подарках. Так он потихоньку учится бездушно измерять любое доброе отношение не истинным проявлением тепла, заинтересованности и любви, а количеством полученных от человека материальных благ. Такие люди, если и добиваются в жизни известных успехов, они тем не менее остаются несчастны в личной жизни, поскольку они считают, что все, в том числе и любовь, можно купить за деньги, и не умеют строить настоящих отношений.
Именно в это, такое трудное для матери и ребенка время на отца возлагаются две необыкновенно важные задачи. Во-первых, он предлагает ребенку себя в качестве менее «заряженного», то есть менее конфликтного — в отличие от матери — объекта, который на время освобождает его от противоречивых желаний воссоединения и независимости. И второе: отец одновременно выступает не только как представитель материнских свойств, но и как представитель «внешнего мира», т. е. мира, отличного от матери. Образно говоря, отец — это тот надежный остров, к которому можно пристать в бурном океане неизвестности, бежав от материка — матери. В этом случае отдаление, освобождение от матери становится не уходом вон, в неизвестность, а уходом куда-то, то есть к отцу, который в какой-то степени тоже как мама. Согласитесь, даже для взрослого человека это далеко не одно и то же.
Таким образом, тройственная структура отношений на втором и третьем году жизни создает необыкновенно важные условия для завершения процесса индивидуализации в области психики. Любовь ребенка к другому родителю не только не обедняет его любви к вам, она делает эту любовь более сильной и уверенной. Не следует смешивать два таких разных понятия, как любовь и зависимость. Если вы стремитесь к безграничной зависимости ребенка от вашей персоны, это значит, что вы желаете безграничной и единоличной власти над ним. А это значит, что вы либо превратите его в
«покорного раба», либо в «бунтаря», который станет терроризировать вас своей агрессивностью.»
________________________
Гельмут Фигдор родился в 1948 году в Вене. Изучал социологии философию, психологию и педагогику в Венском университете.
После двухлетнего пребывания в Северной Африке и многочисленных поездок в Америку, Восточную Азию и Африку закончил образование и получил диплом психоаналитика (WPV IPA).
Гельмут Фигдор живет в Вене и имеет собственную практику, работает в качестве психоаналитика, детского психотерапевта и консультанта-воспитателя, преподает в Венском университете, является судебным экспертом по вопросам, касающимся детей и юношества, а также сотрудником общества Зигмунда Фрейда по проблемам воспитания.
В последние годы его многочисленные публикации в основном посвящаются вопросу использования познаний психоанализа в повседневной практике воспитания подрастающего поколения.
Доктор Фигдор — один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются дети разводов и их семьи, а также возможностей их преодоления.

Психология ребенка: как на детях отражается развод родителей

Влияние развода родителей на детей можно охарактеризовать как потрясение. И если не сразу, то впоследствии оно все равно даст о себе знать. В возрасте до полугола малыши практически не замечают отсутствия одного из родителей и быстро его забывают, при условии, что они окружены максимальной заботой со стороны других родственников. Психология ребенка при разводе родителей такова, что в возрасте от полугода до 2,5 лет из-за отсутствия папы или мамы у малыша может часто и резко меняться настроение. А в возрасте от 2,5 до 6 лет дети иногда испытывают психологическое потрясение, часто даже серьезное. У ребенка в 6-9 лет может возникнуть по этому поводу довольно сильная депрессия. Подростки в случае развода родителей ведут себя по-разному, все зависит от воспитания. Некоторые могут невзлюбить отца, другие -мать. Идеальный случай, когда подросток сохраняет добрые отношения и с папой, и с мамой, но в том возрасте, когда ребенок сам себя не всегда понимает, когда у него происходят психические и физиологические изменения, такое практически невозможно.

Как на детях отражается развод родителей, что чувствуют малыши? Исследования показали, что многие взрослые убеждены в том, что дети-дошкольники слишком малы, чтобы как-то ощутить развод. Наверное, руководствуясь таким восприятием, большинство супругов ничего не говорят малышу о предстоящем разводе. Дети в таком случае сами начинают искать причины происходящего. Влияние развода родителей на психику ребенка таково, что многие дошкольники винят в расставании взрослых себя: «Я себя плохо вел, поэтому папа и уходит». И зачастую их очень сложно разубедить в этом.

Самое страшное для детей после развода родителей, если мама и папа не могут наладить контакт друг с другом после разрыва отношений. Они не могут прийти к компромиссу, когда папе навещать ребенка, какими способами он будет участвовать в его жизни. Многие отцы хотели бы встречаться со своими детьми раз в неделю, а может даже и чаще, но довольно мало есть матерей, которые допускают подобное. Некоторые мамы вообще считают такие встречи нежелательными. Если же коснуться вопроса об участии в воспитании ребенка (контроль за успеваемостью в школе, забота о проведении им свободного времени), то папы с большим желанием выбирают после развода такой вариант, как дарить ребенку подарки.

Если мама не против встреч малыша с папой, то в скором времени, возможно возникновение ситуации, когда она замечает, что ребенок, особенно мальчик, больше тянется к отцу, с нетерпением ждет каждой встречи с ним. Такое закономерно вызывает в ней обиду от того, что все повседневные заботы о ребенке выполняет она, а любви больше достается «воскресному папе». Мама начинает задаривать малыша подарками, папа делает то же самое, ребенок мечется между родителями, но со временем он осознает выгоду от подобного положения вещей и беззастенчиво пользуется ситуацией. Стоит ли говорить о том, что такое поведение родителей может плохо сказаться на личностном и психическом развитии малыша, которые проявятся через годы, а изменить уже что-либо будет сложно.

Однако самые серьезные последствия для ребенка от развода родителей — это воспитание в неполной семье. И как бы мама ни старалась, какие бы усилия ни прилагала, она не в состоянии полностью удовлетворить все психологические потребности ребенка. Уход папы из семьи может негативно проявиться уже в подростковом возрасте (в определенных адаптационных трудностях), позднее — в браке, а также в психологическом и сексуальном развитии.

Любящая мама старается своими любовью и заботой компенсировать то, что, как ей кажется, недополучают ее дети из-за отсутствия папы. Она занимает по отношению к ним позицию опекуна, контролирующего и постоянно сдерживающего инициативу детей. Такое поведение матери вредит ребенку, так как способствует формированию эмоционально ранимой, несамостоятельной, эгоистичной и подверженной постороннему влиянию личности.

Дети из неполной семьи чаще оказываются под нравственно-психологическим давлением со стороны детей из полных семей, а это в свою очередь приводит к развитию у них чувства неуверенности в себе и даже озлобленности и агрессивности.

Психологи пришли к выводу, что переживание детьми развода родителей в дальнейшем может оказывать влияние на выполнение ими супружеской или родительской роли.

Влияние развода родителей на грудного ребенка и реакция детей дошкольного возраста

Далее будет подробно рассмотрено, как дети переносят развод родителей и что они при этом чувствуют.

Психологи считают, что развод для ребенка является стрессовой ситуацией, которая может стать причиной нарушения их душевного равновесия. Особенно остро на развод реагируют 5-7-летние дети, преимущественно мальчики. Для девочек периодом, когда они больше всего переживают отсутствие отца, становится возраст от 2-х до 5-ти лет.

Некоторые специалисты, впрочем, склонны полагать, что иногда развод может быть полезным для ребенка, если, конечно, он изменяет к лучшему условия жизни малыша и формирования его личности. Например, когда мать уходит от пьющего отца или когда после развода прекращаются все ссоры и скандалы, в которые был вовлечен и ребенок.

Даже грудной ребенок при разводе родителей способен переживать определенную психологическую травму, такую же, как и мама. Исследования доказывают, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у младенца совпадают с частотой пульса матери. Если мама находится в состоянии стресса, вызванного разводом, то в большинстве случаев раньше времени прекращается процесс грудного вскармливания.

Влияние развода родителей на детей дошкольного возраста не менее остро. Зарубежные исследователи пришли к выводу, что для ребенка данной возрастной группы развод родителей — это ломка устойчивых понятий о семейной структуре, привычных отношений с мамой и папой, конфликт между привязанностью к родителям.

Агрессивное поведение у детей, перенесших развод родителей

По наблюдениям психологов, дети 2,5-3,5 лет проявляли реакцию на развод в виде плача, расстройства сна, пристрастия к собственным вещам, игрушкам, снижения познавательных процессов.

Поведение детей 3,5-4,5 лет при разводе родителей становится более озлобленными, агрессивными, тревожными. Мальчики в этом возрасте расставание взрослых переживают более остро, чем девочки. Это можно объяснить тем, что в данный период происходит ускоренное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения, а уход отца прерывает данный процесс.

Дети 5-6 лет проявляли большую агрессивность, тревожность, раздражительность. Агрессивное поведение у детей, перенесших развод родителей, объясняется тем, что малыши данной возрастной категории уже достаточно хорошо представляют, какие изменения в их жизни происходят при расставании взрослых, они уже способны их описать, рассказать о своих переживаниях. У таких деток не наблюдается ярко выраженных изменений в развитии или снижения самооценки. Среди них более остро переживают уход папы девочки.

Единственный ребенок в семье, независимо от возраста, более остро переживает уход одного из родителей. Реакция развод родителей детей, которые имеют брата или сестру, легче, потому что, как бы странно это не звучало, у них есть возможность выместить свою тревогу или агрессию друг на друге, что снижает их эмоциональное напряжение, а это реже приводит к нервным срывам.

Как дети и подростки переносят развод родителей и последствия переживаний

Последствия развода могут отрицательно повлиять на всю последующую жизнь ребенка. Вот как влияет развод родителей на ребенка согласно статистике:

  • у 31,1% детей снижается школьная успеваемость;
  • у 19,6% нарушается дисциплина дома;
  • 17,4% детей требуют повышенного внимания;
  • 8,7% убегают из дома;
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Специалисты утверждают, что каждый пятый ребенок с неврозом пережил разлуку с отцом.

Душевная травма, полученная после развода родителей, у подростков проявляется иначе, чем у детей других возрастных групп. Наиболее тяжело развод родителей переживают именно подростки. Ребята из-за развода родителей могут разувериться в любви, могут избегать близких отношений и обязательств, их общение с другими довольно поверхностно, они предпочитают большие компании.

Родители сталкиваются также с проблемой жестокости подростка, выросшего без отца. Если в семье отсутствует положительный образец мужского поведения, такие подростки могут не различать мужское и псевдомужское поведение. За желанием возвыситься за счет слабого, унизить его, они скрывают свою несостоятельность, потому что у подростков, выросших в неполных семьях, наблюдается заниженная самооценка.

По данным специалистов, даже спустя 1-2 года ситуация развода родителей может вызвать у подростка тяжелую форму невроза!

Чем старше по возрасту ребенок, тем сильнее проявляются в нем гендерные различия. Поэтому последствия развода родителей могут быть более серьезными. Они становятся заметны не только в семье, но и вне нее. Они могут проявляться в виде агрессии в школе, на улице, неожиданных слез, конфликтов, рассеянности внимания и др.

Для того чтобы снизить негативное воздействие на психику своих детей, разводящиеся родители должны знать и помнить о том, что психическое здоровье ребенка в большей мере зависит от характера отношений, сложившихся у родителей после развода, от их умения сохранить дружеские чувства и совместно воспитывать своих малышей.

Общение с ребенком и его воспитание после развода родителей

В психологии выделяют несколько типов общения родителей с ребенком после развода и взаимоотношений между будущими супругами.

  • Отличные товарищи. Такие пары даже после развода сохраняют дружеские отношения. В данном случае супруги общаются довольно часто. Но такие отношения они не могут сохранить на всю жизнь, поэтому они переходят в другие типы — «сотрудничающие коллеги» или «сердитые союзники».
  • Сотрудничающие коллеги. В этом случае родители также сохраняют достаточно высокую степень коммуникации. По вопросам воспитания ребенка после развода родители в этом случае взаимодействуют достаточно эффективно. Естественно, что и такие пары со временем переводят свои взаимоотношения в разряд «сердитых союзников». Но большинство из них все-таки сохраняют данный тип отношений, даже если они вступают в повторный брак.
  • Сердитые союзники. Это те пары, которые поддерживают вынужденное общение, совместно решая проблемы их ребенка. В данной категории находятся люди, которые не могут подавить свои негативные эмоции по отношению друг к другу и в процессе общения позволяют проявляться этим чувствам. Для общения с ребенком отдельно живущему родителю выделяется строго обозначенное время. Пары, которые после развода практикуют данный тип общения, в последующем переходят в категорию «ярых врагов» или «распавшихся дуэтов», хотя некоторые из них улучшают свои взаимоотношения до «сотрудничающих коллег».
  • Ярые враги. Это пары, которые настолько погрязли в конфликтах, что свои споры при разводе решают через суд. Они, как правило, мало общаются, и только по официальным поводам.
  • Распавшийся дуэт. Такие пары полностью прерывают всякий контакт друг с другом после развода. Это типичные семьи с одним родителем, где второму просто нет места.

В большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью и то, как он будет переживать ситуацию с разводом родителей, во многом зависит от того, как относится к этой проблеме мать. Ее поведение во взаимоотношениях с детьми и форма обсуждения с ними данной ситуации могут или еще больше усугубить их психическое состояние, или, наоборот, улучшить его.

Типы отношения матери к ситуации развода.

  1. Мама избегает всяческих упоминаний об отце и воспитывает детей так, будто его совсем не было.
  2. Мама пытается дискредитировать отца, старается стереть из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные его качества. Обвиняет в распаде семьи именно отца и сводит его контакты с детьми к минимуму.
  3. Самый трудный путь — женщина пытается сохранить детям обоих родителей. Такая мать объясняет им, что у папы есть свои недостатки, но есть и определенные достоинства.

Если родители после развода разлучают братьев и сестер, привязанных друг к другу, то это может стать причиной еще большей психологической травмы, чем сак развод.

Как правильно сказать ребенку о разводе родителей

Надо также обратить внимание на то, как правильно сказать ребенку о разводе родителей, ведь не все взрослые в пылу обиды друг на друга или даже ненависти могут правильно преподнести эту новость своему малышу.

  1. Не скрывайте от ребенка ситуацию развода, так как неведение может усилить его тревогу.
  2. Четко и ясно дайте ему понять, что мама и папа по-прежнему его любят, будут рядом и продолжат заботиться о нем, только жить они будут раздельно.
  3. Сообщайте о разводе малышу вместе с супругом/супругой. Он должен быть полностью уверен, что ценен для обоих родителей, что у них отсутствуют разногласия в том, какие у них будут отношения с ребенком после развода.
  4. Если ребенок еще не достиг старшего подросткового возраста, не спрашивайте его о том, с кем он хочет жить. Ну и, естественно, не пытайтесь разделять братьев и сестер, независимо от того, какие цели вы преследуете.
  5. Дайте возможность малышу свободно обсуждать проблему развода и с мамой, и с папой до тех пор, пока он нуждается в этом.
  6. Постарайтесь не менять образ жизни ребенка, например, если вы переехали в другой район, не забирайте его из садика или школы, в которые он ходил до развода. Это поможет сохранить стабильный круг общения и интересов малыша, что очень важно для него.

Одной из немаловажных проблем становится сопротивление матери попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Но это неправильно, ведь папа должен видеть своего ребенка, общаться с ним.

В пылу гнева и обиды на бывшего мужа мама не сразу сможет понять, насколько это хорошо. Но пообщавшись с женщинами, мужья которых после развода не проявляли подобного интереса к своим детям, они достаточно быстро поймут, какая это травма для ребенка, подростка, а в дальнейшем и взрослого человека, когда папа не приходил к нему на день рождения, не звонил и не интересовался, как дела у его дочери или сына.

Помните, что в любом случае развод родителей на судьбу детей оказывает огромное влияние, но какими бы ни были отношения между матерью и отцом после разрыва, ребенок при этом страдать не должен.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Жить ли вместе ради ребенка?

Развод родителей – это довольно тяжелое событие для каждого ребенка. Поэтому если вашу семью постигло такое несчастье, то очень важно для обоих из родителей сделать переживания ребенка менее болезненными.

Крах в отношениях обычно случается не запланировано, хотя и внезапным это событие назвать нельзя. Просто в силу каких-либо обстоятельств мужчина и женщина делают выбор: продолжать жить вместе ради ребенка или развестись и стоить свою жизнь отдельно друг от друга. Решение это всегда непростое, особенно если в семье есть дети.

Одни считают, что не стоит травмировать психику собственных детей, и продолжают жить вместе, оставаясь при этом друг другу совершенно чужими людьми. Однако, наивно думать, что дети не видят и не понимают истинного положения вещей в семье, где мама и папа просто сосуществуют на общих квадратных метрах.

Совместная жизнь «ради ребенка» несет в себе несколько подводных камней, о которых родители могут даже не догадываться.

Во-первых, дети прекрасно чувствуют ложь и фальш. Обманывая ребенка, даже во спасение (как считают многие подобные пары, что так они и поступают), родители учат свое чадо лжи.

Во-вторых, дети копируют не только поведение взрослых, но и жизненные ситуации. В семье, где папа уважительно относится к маме, дети тоже будут стремиться повторить такие отношения в будущем в своей семье.

Мальчики будут учиться уважать девочку, женщину с ранних лет. Девочка, когда вырастет, будет подсознательно искать мужчину, похожего на отца.

Какой пример для подражания, какую модель семейных отношений подадут родители своим детям, если будут жить вместе только ради детей, не испытывая друг к другу ничего, кроме досады, ненависти или безразличия?

В-третьих, вряд ли дети оценят такую жертву, когда вырастут. А родители, могут остаться у разбитого корыта, так и не устроив свою жизнь.

Мы не призываем рушить семьи, не пропагандируем разводы и всячески поддерживаем желание супругов наладить отношения, если их семейная лодка дала течь. Но, если ситуация складывается таким образом, что лучшим ее решением будет развод, то лучше оформить отношения соответствующим образом. Главное, как об этом сказать ребенку.

Как сообщить ребенку о разводе

С какого возраста можно сообщить ребенку о подобном решении родителей? Подходящего возраста в этом случае нет, просто на каждом из этапов взросления дети по-разному способны воспринимать такую информацию и реагировать на нее.

Если ребенок еще мал, и ему нет трех лет, то разговаривать на эту тему с ним бесполезно. Лучше всего подождать до тех времен, пока ребенок сам не начнет задавать вопросы о втором родителе.

Самым оптимальным возрастом считается возраст около трех лет. Ребенку дошкольного возраста можно сообщить всего лишь о том, что вместе с папой больше жить не получится.

Однако важно отметить, что, несмотря на это, он будет также часто видеться с ним, как и раньше. Например, при поездке к бабушке, во время встреч ребенка с отцом, когда он будет приходить к ребенку в гости и т.д.

Ребенку подросткового возраста можно сообщить уже больше информации. Важно не критиковать другого родителя в присутствии ребенка, не говорить о своих негативных чувствах к бывшему супругу.

Более взрослый ребенок может догадаться о происходящем уже до разговора, поэтому лучше не оттягивать время, иначе это может привести к потере доверия ребенка.

Важно! На какой бы возраст не припало объяснение с детьми, ни в коем случае нельзя выплескивать им весь негатив, накопленный переживаниями вследствие развода. Не настраивайте детей против второго родителя, то, что у вас не сложилась совместная жизнь, не должно сказаться на отношениях между вторым супругом и вашим ребенком.

С чем связаны переживания детей при разводе

В зависимости от степени зрелости (т.е. от своего возраста) каждый ребенок по-особенному видит и воспринимает развод родителей.

Маленькие дети до 6 месяцев почти не замечают новых, изменившихся ситуаций. Они могут забыть родителя, который отсутствует, буквально в течение нескольких дней, при условии хорошего ухода и достаточного внимания других родственников.

Дети от полугода до полутора лет начинают чувствовать перемены в настроении родителей. Они уже могут по своему переживать изменения в семье, ощущают длительное отсутствие одного из родителя, могут грустить и волноваться.

У ребенка, которому уже исполнилось полтора года, развод может спровоцировать возникновение страхов и фобий, а порой негативно сказаться и на его психическом развитии, и даже на отношениях со сверстниками в будущем.

Для детей возраста от трех до шести лет развод является наиболее тяжелым эмоциональным событием. Это потрясение дается им довольно трудно.

Дети не понимают истинных причин случившегося, довольно часто считают себя виновниками данной трагедии, просят изменить все, обещая вести себя хорошо. После развода ребенок может приобрести новые качества, негативно сказывающиеся на его развитии. Он может стать более тревожным и подозрительным, менее уверенным в себе, скромным и застенчивым.

Возраст от шести до девяти лет в период развода также опасен для ребенка. Непривычное отсутствие в жизни одного из родителей может спровоцировать у ребенка затяжную депрессию.

Он начинает чувствовать себя менее защищенным, растерянным, более уязвимым и тревожным. Все это может привести к неврозам, а затем даже и к патологическим привычкам. В школе ребенок может начать отставать в обучении, появляются изменения в поведении. Он начинает баловаться, не реагировать на замечания педагогов.

Изменения происходят и в отношениях с родителями. Ребенок может начать обманывать, грубить и конфликтовать с родителями. Может появиться агрессия, которую очень тяжело контролировать.

Порой возникает ситуация, когда ребенок негативно относится к одному из родителей, порой это проявление доходит даже до ненависти, в то время, когда с другим он более ласковый и доброжелательный.

Дети школьного возраста (от шести до двенадцати лет) могут начать винить в разводе одного из родителей, считая его виновником случившегося. У ребенка формируется свой взгляд на возникшую ситуацию.

В подростковом возрасте развод родителей – это менее болезненное событие. В этом возрасте он более адекватно видит причины развода, может предвидеть дальнейшие взаимоотношения с обоими родителями.

Главные ошибки родителей при разводе

При разводе страдают все члены семьи. Родители, испытывая друг к другу негативные чувства, порой допускают грубейшие ошибки в своем поведении. Это плохо сказывается и на психическом здоровье их детей, и на их дальнейшем развитии. Психологи разделяют поведенческие ошибки взрослых на несколько групп.

Рассмотрим основные ошибки родителей при разводе:

  1. Ссоры и конфликты в присутствии ребенка. Подобное поведение взрослых ставит ребенка в тупик. Ему нереально сложно принять сторону кого-то из родителей, да и не стоит этого делать, откровенно говоря.
  2. Стремление бывших супругов общаться через ребенка. «Передай папе, что он ….», «скажи маме, что ….». Подобная модель поведения характеризует взрослых не с лучшей стороны. Как бы сильно вы не были обижены на супруга, не стоит втягивать в свои «войны» детей.
  3. Манипуляция ребенком при попытке вернуть отношения с бывшим супругом. Если крах отношений неизбежен, не стоит «запугивать» супруга тем, что общаться с ребенком он не сможет. Особенно опасно это делать в присутствии самого ребенка.
  4. Игнорирование чувств и переживаний ребенка. Если ребенок расстроен, переживает, поговорите с ним по душам, объясните свои чувства, опишите ему ситуацию, ближайшее будущее, расскажите, как будет складываться ваша жизнь при новых обстоятельствах.
  5. Превращение ребенка в яблоко раздора, а также в предмет торгов.
  6. Попытка получения собственной выгоды в обмен на встречи с ребенком.
  7. Привлечение в конфликтные ситуации других родственников, которые, чаще всего, мешают, а не помогают найти компромиссные решения.

Если вы хотите, чтобы ребенок пережил ваш развод без приобретения психических заболеваний, не повторяйте ошибок тех, кто из-за них поплатился здоровьем собственных детей.

Как помочь ребенку пережить развод: советы психологов

Облегчить переживания ребенка могут адекватные и цивилизованные отношения обоих родителей. Понятно, что им самим нелегко в сложившейся ситуации, но ребенок должен понимать, что он не обязан выбирать, кто ему милее: мама или папа. Он должен чувствовать, что отношения родителей к нему не изменились из-за состоявшегося развода.

Психологи советуют несколько приемов, которые помогут ребенку пережить развод родителей более-менее безболезненно.

  1. В первую очередь, нужно постараться оказать помощь ребенку в избавлении от чувства вины. Важно объяснить, что папа разошелся с мамой, а ни в коем случае с ребенком. Важно донести то, что папа, как и раньше, будет любить и навещать своего малыша, что все то, что происходит со взрослыми никак не скажется на ребенке.
  2. Необходимо позволить ребенку пережить все чувства и эмоции, которые он испытывает. Постараться с пониманием принять их, поддержать, дать понять, что ребенка слышат и хотят помочь.
  3. Если малыша ни поддерживать, ни оказывать должной помощи, он уйдет в себя со своими переживаниями. Кажется, что с ребенком все в порядке, особых внешних проявлений в его поведении не наблюдаются, в целом, все достаточно хорошо. Однако внутри ребенка возникают сильнейшие переживания, страхи, фобии, буря негативных эмоций. Поэтому так важно родителям помочь ребенку освободиться от этого потока переживаний.
  4. Очень важно всем родственникам занимать нейтральную позицию в данных взаимоотношениях. Не высказываться негативно о каком-либо родителе, стараясь выставить в положительных красках другого. Важно не навязывать свое мнение о случившемся.
  5. Важно, если даже очень нелегко, постараться сохранить положительные отношения с бывшим супругом. Дружеские отношения родителей помогут ребенку менее болезненно пережить возникшие изменения в семье.
  6. Не стоит шантажировать бывшего супруга ребенком. Собственные цели достигнуть подобным образом получится на короткий срок, а в душе малыша эти переживания будут запечатлены на долгое время, а может даже и на всю жизнь.
  7. Некоторое время полезно проводить всей семьей. Если бывшим супругам удалось сохранить достаточно мирные взаимоотношения, будет очень полезным проводить время ребенка в кругу обоих родителей. Например, можно посетить совместно кинотеатр, парк, цирк и т.д. Все это поможет ребенку в дальнейшей жизни. Это ему поможет при решении будущих конфликтных ситуаций.

Как общаться с родителями после развода

Как стало известно, развод родителей – это тяжелое событие для любого ребенка. Уход из семьи одного из любимых родителя – это большое потрясение для психики малыша. Однако следующим нелегким событием становится – это появление новых родственников.

Привыкание ребенка к новой семье, а также к ситуации появления еще одного папы являются для ребенка еще одним стрессовым событием. Поэтому важно помочь ребенку, придерживаясь следующих правил:

  1. Не нужно осуждать действия и слова бывшего супруга при ребенке.
  2. Не стоит запрещать ребенку общаться с родственниками, которые были близки с ним до развода. Лучше, если ребенок будет жить в той же среде, которая была для него привычна. Это поможет ему преодолеть тяжелый стресс.
  3. Не стоит делать из ребенка разведчика, который будет посвящать о новой жизни бывших супругов.
  4. Ребенок любит обоих родителей, и это чувство следует уважать. Если принято решение убрать личные вещи бывшего супруга, нужно спросить мнение ребенка, как он отнесется к данному действию. При любых событиях, где участвует малыш, должно учитываться его мнение, будь то встреча с родителем или простой телефонный разговор.
  5. Главное, очень важное правило – не стоит рассматривать ребенка как свою собственность.
  6. Не стоит в присутствии ребенка проявлять негативные чувства и эмоции в сторону его «новых» родителей, особенно называть их словами «мачеха» и «отчим». Они не вызывают положительных чувств, а только пугают малыша. Позитивные взаимоотношения с «новыми» родственниками будут для ребенка более полезны, чем негативные, они помогут быстрее пережить травмирующие ситуации.

Необходимо помнить, что новые члены семьи – это желание родителей, а не ребенка. Он не просит развода родителей, не просит «нового» папу – это, прежде всего, желание взрослых, поэтому и решать конфликты стоит только взрослым.
Развод – это травмирующее событие для всех членов семьи. Но особенно болезненно переживает его ребенок. Нужно помнить, что любая ошибка, любое действие родителя во время этого тяжелого процесса может сказаться на развитии малыша. Важно помочь ребенку справиться с бурей негативных эмоций, полученных во время распада его любимой семьи, и тогда в будущем он скажет за это спасибо.

Огромное количество семей в России распадается. В Москве около половины браков заканчивается разводом, а по стране этот показатель достигает 80%. Раньше статистика не была такой удручающей. Проблемы у людей есть всегда, но все по-разному реагируют на них. Не все могут подавить конфликт и сгладить разногласия. Франсуа Ларошфуко сказал:

При распаде семьи страдают дети

Это действительно так, оба супруга должны стараться и делать все для сохранения семьи и гармонии в доме. Но иногда это не получается и семейные отношения заканчиваются разводом. При распаде семьи страдают все ее члены. Даже если развод необходим и дальнейшее совместное проживание супругов губительно для них или для ребенка. Старшие члены семьи тоже переживают, они стараются сгладить противоречие, делают попытки помирить супругов.

Дети переживают из-за напряженной атмосферы в доме, не понимают причин произошедшего, винят себя, а не родителей. Важно понимать, что дети, в особенности маленькие, практически никогда не виноваты в ссорах взрослых. Нужно довести до них эту мысль при разводе родителей, чтобы оградить от моральных травм.

Реакция младенцев

Совсем маленькие члены семьи не могут осознавать, что именно происходит в семье. Но они очень хорошо чувствуют атмосферу в доме. Ругань, крики, громкие скандалы и слезы не могут не напугать младенца. Они чувствуют эмоциональную напряженность родителей.

Кроме того, младенцы очень сильно связаны с матерью в этот период. Они чувствуют ее напряжение, плохое настроение. Большинство матерей в этот период кормят грудью. От стресса и негативных переживаний качество грудного молока портится, оно может вовсе исчезнуть. Кроме того, во время переживаний из-за разрыва с мужем может нарушиться сон, режим и состав питания. Кроме того, если бракоразводный процесс тянется долго, у матери может не быть достаточно средств для обеспечения малыша всем необходимым.

Психологи советуют матери в этот период сконцентрироваться на главном, обеспечить младенцу достойный уход, окружить его заботой близких, давать возможность обоим родителям общаться с ним, то негативного влияния можно избежать.

Маленькие члены семьи хорошо чувствуют атмосферу в доме

Если второй родитель не планирует участвовать в воспитании в дальнейшем, то через какое-то время младенец забудет его. Но первое время он может переживать и искать в доме ушедшего члена семьи. Стоит понимать, что скоро малыш вырастет и придется объяснять, почему папа и мама не живут вместе.

Реакция на развод малышей до 3 лет

В возрасте 1-3 лет ребенок уже более осмысленно видит действительность и у него уже возникают при разводе вопросы, почему второй родитель, обычно отец, проводит меньше времени дома. В этот период уже идет формирование характера. Влияние окружения очень важно, но это окружение состоит обычно из родителей и близких родственников.

Атмосфера в семье – это практически все, что видит малыш. Он уже все понимает и очень важно оградить его от лишних переживаний. Психологи всегда говорят о необходимости отказаться от ругани, особенно на повышенных тонах, в присутствии детей. Если же избежать выяснения отношений нельзя, то делать это нужно вдали от ребенка так, чтобы он не слышал.

Родители при разводе обязательно должны поговорить с малышом. В период 1-3 он активно познает мир, ему все интересно и он задает вопросы. Уход из семьи одного из родителей вызовет массу непонимания и вопросов. Если взрослые не предоставят на них ответы, то ребенок начнет сам обдумывать ситуацию и искать причины. Малыш может прийти к самым неожиданным выводам вплоть до того, что родители его больше не любят.

Уход из семьи одного из родителей вызовет массу непонимания и вопросов

Если родители хотят избежать лишнего непонимания, они должны сесть и вместе поговорить с ребенком. Важно объяснить, почему мама и папа больше не будут жить в одном доме. Обязательно надо подчеркнуть, что родители по-прежнему любят его. Нужно быть готовым к тому, что малыш может попытаться помирить родителей.

Отношение детей детсадовского возраста к разводу родителей

В возрасте 3-6 лет малыши часто начинают ходить в детский сад. Они начинают общаться со сверстниками, разговаривают с ними, могут видеть, как складываются отношения в других семьях. Кроме того, дети в этом возрасте начинают чувствовать на себе влияние общества, сами становятся частью этого общества. Они сравнивают себя, свою семью с другими. Если развод приходится на этот период, это сравнение только ухудшает ситуацию.

Психологи выяснили, что дети этого возраста сильнее всего реагируют на разрыв родителей. Они не понимают, кто прав и виноват, что делать в сложившейся проблемной ситуации, появляется чувство потерянности. Часто дети детсадовского возраста винят себя в разрыве, думают, что всему виной их плохое поведение, стараются помирить папу и маму.

Главное для родителей в этот период – оградить ребенка от этого губительного чувства. Обязательно нужно объяснить ему ситуацию и заверить в том, что родители будут с ним общаться и дальше.

Часто дети детсадовского возраста винят себя в разрыве и стараются помирить папу и маму

Реакция детей дошкольного возраста на нового члена семьи

Бывают ситуации, когда биологический родитель уходит из семьи навсегда и не будет видеться с ребенком. Его место может занять другой человек. В возрасте 3-6 лет малыш уже не забудет быстро биологического родителя, нужно дать ему время привыкнуть. Психологи уверены, что нельзя заставлять сразу называть нового члена семьи «папой». Пусть новый муж постарается подружиться с малышом, относится к нему с добротой и участием. Постепенно ребенок оценит такое отношение, привыкнет и сможет принять нового папу.

Часто в этом возрасте малыши хотят помирить родителей, пытаются уговорить одного из них не уходить. Если сохранить семью нет возможности, отказывать ребенку бывает очень тяжело психологически. Но нужно быть к этому готовым и делать все возможное, чтобы смягчить удар.

Поведение детей младшего школьного возраста при расставании родителей
Дети 7-10 лет считают себя активными участниками семейной жизни всего, что делает семья. Если родители расходятся, то это становится угрозой счастливой жизни ребенка. Он уже понимает, что при разводе он меньше будет проводить времени с кем-то из родителей.

Психологи отмечают, что в этом возрасте реакцией детей на развод часто становится гнев и злость. Они злятся на маму и папу за то, что они не хотят дальше счастливо жить вместе. На себя за то, что не могут помирить родителей. Часто злость нацелена на того родителя, который уходит из семьи. В понимании ребенка он бросает семью.

Разлад в семье отражается на общении ребенка со сверстниками

Развод родителей в этот период очень опасен для становления психики. У ребенка формируется модель отношения с окружающими. Он оценивает действительность, копирует поведение взрослых. Если родители ругаются и не могут помириться, то это отражается на общении ребенка со сверстниками, с другими взрослыми.

Отношение детей 11–14 лет к распаду семьи

Дети начинают взрослеть, их характер и взгляды на жизнь становятся все увереннее. На этот период приходится начало переходного возраста. Возникают первые попытки общения с противоположным полом, строится модель построения отношений между мужчинами и женщинами.

Развод и ссоры родителей в этот период могут оставить отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Появляются неправильные психологические установки. Девочки видят положение матери, жалеют ее, но в будущем стремятся повторить ее поведение. Они видят. Что мама несчастна потому, что мужчина ее обидел, стараются оградить себя в будущем от этого. Именно в этом возрасте закладывается убеждение «я все могу сама, мужчина мне не нужен». В будущем такие девушки уверены, что смогут сами воспитать ребенка, долго не вступают в брак или относятся к мужу, как к потенциальному обидчику.

На мальчиков уход из семьи отца тоже может производить неблагоприятный эффект. Они часто считают себя ответственными за маму, берут на себя обязательства «мужчины в семье». С одной стороны, это помогает взрослению, но с другой формирует неправильный образ семьи и роли мужчины в ней.

В этом возрасте строится модель построения отношений между мужчинами и женщинами

Реакция подростков на развод

В период 14-18 лет дети уже во многом самостоятельны и у родителей складывается иллюзия, что можно меньше уделять внимания их воспитанию. Это огромная ошибка. При разводе родители сконцентрированы на своих проблемах, пытаются помириться или разделить имущество. Они не делают ничего, чтобы облегчить переживания детей, считают, что они сами справятся с переживаниями, все понимают.

Такое безразличие к ребенку в период его созревания может обернуться серьезными проблемами. Девочки начинают искать защиту в отношениях с противоположным полом, часто ищут партнеров старше себя. Это может обернуться ранними половыми связями, венерическими заболеваниями или даже нежелательной беременностью. Мальчики, оставшись без присмотра и внимания родителей, начинают хуже учиться. Они могут связаться с неблагоприятной компанией, начать пить или употреблять наркотики.

Именно в этом возрасте ребенок может совершить много глупостей, которые сломают его жизнь. В это время многие начинают готовиться к поступлению в высшие и средне — специальные учебные заведения. Переживания по – поводу развода мамы и папы всегда будут мешать учебе, могут стать причиной провала вступительных экзаменов. Если подросток печалится из-за разлада в семье, он ничего не хочет делать.

Подводя итоги сказанному выше, можно выделить ряд основных советов, которые дают психологи родителям, которые разводятся:

  • старайтесь максимально оградить ребенка от семейных скандалов, криков и ругани, выясняйте отношения, если это необходимо, в его отсутствие;
  • делайте все, чтобы привычный уклад жизни поменялся как можно меньше (например, если папа забирал ребенка из садика по пятницам, постарайтесь сохранить эту традицию);
  • сколько бы лет ни было ребенку, поговорите с ним спокойно, объясните причины развода и то, что его по-прежнему очень любят оба родителя;
  • не вымещайте свои негативные эмоции на сыне или дочери, старайтесь «держать лицо» в их присутствии;
  • не настраивайте ребенка против второго родителя;
  • не пускайте проблему на самотек, в случае осложнения не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Порой люди живут достаточно долго и в один момент начинают понимать, что уже давным-давно не приносят друг другу счастья, и наступает время принять решение разорвать семейные узы. Но разрушение семьи в большей степени влияет не на взрослых, а на детей, для которых развод родителей становится настоящей трагедией.

Что делать, если родители разводятся

Поставив себя на место ребёнка, можно понять, что это удар по психике. Когда родители разводятся, его переполняют ощущения ненужности и одиночества, ведь былая модель семьи разрушена навсегда. Худшее, что можно сделать при таком раскладе, — начать настраивать ребёнка против одного из родителей. Это окончательно добьёт его психику, да и поступок этот крайне подлый.

Когда дело до официального развода ещё не дошло, и ребёнок думает, что делать, если родители хотят развестись, нужно попытаться ему объяснить, что и мама, и папа одинаково любят его, но в силу сложных жизненных обстоятельств им придётся жить отдельно. Он должен осознать, что в этом нет его вины и, соответственно, повлиять на ситуацию он не способен. Важно, чтобы ребёнок понимал, — это не означает, что общение между ним и одним из родителей в его жизни будет прервано навеки.

Когда родители развелись, они должные помнить, что их ребенок будет еще достаточно долго остро нуждаться в поддержке как мамы, так и папы. Ситуация, когда первое время после развода ушедший член семьи пытается поддерживать отношения, а через полгода исчезает и не появляется, — это подлый и низкий поступок, который нельзя допускать со своей стороны ни при каких обстоятельствах.

Как помирить маму и папу

Первое, что сделает дитя после того, как узнает о крахе семьи, — попытается помирить папу и маму. Он будет задаваться вопросами, пытаться понять, что нужно делать, если родители разводятся, как избежать этого и воссоединить семью раз и навсегда. К огромному сожалению, в большинстве случаев ребёнок в таких ситуациях абсолютно бессилен. Малыш ни в чём не виноват, это случилось из-за сложных жизненных обстоятельств, которые он может недопонимать.

В подобной ситуации можно порекомендовать лишь несколько советов:

  1. Нельзя забывать, что даже после развода мама останется мамой, а папа — папой. Отношения с малышом никак не должны измениться, просто с одним из членов семьи он будет видеться немного реже.
  2. Стоит порекомендовать родителям сходить к психологу, попытаться реабилитировать ситуацию. В странах СНГ принято недооценивать важность морального состояния человека, но, по сути, это правило нашей жизни. Опытный психолог может не только сохранить брак, но и значительно улучшить взаимоотношения в семье.
  3. Не стоит поддерживать кого-то, ребёнку лучше всего оставаться в нейтралитете, чтобы избежать лишних конфликтов.
  4. Нельзя закрываться в себе, нужно делиться с друзьями и близкими своими чувствами, эмоциями, переживаниями.
  5. Самое главное правило: чтобы всё было хорошо, нужно просто искренне любить маму и папу, никогда не забывая добро, которое они сделали.

Бывшие супруги переживают не меньше малыша, ведь им ещё нужно позаботиться о том, как правильно подготовить ребёнка к предстоящему разводу родителей, особенно если ему 8-10 лет. В этом возрасте крах семьи переживается особенно тяжело.

Как пережить трагедию

Важно осознавать, что никто не умер, все живы и здоровы. Развод — это не крест на счастливом будущем со своими близкими, это просто трудность, которую нужно преодолеть, принять.

Если дело уже дошло до разрушения семьи, скорее всего, ребёнок будет испытывать одну или даже несколько реакций:

  1. Гнев, разочарование. До этого малыш жил в счастливой и благополучной семье, любил её и наслаждался каждым днём своей прекрасной жизни. Он думал, что это будет продолжаться бесконечно, но утопия была разрушена, пришлось столкнуться с суровой реальностью. Мало кому понравится разбить свои «розовые очки» в юном возрасте.
  2. Страх. Он встречается даже чаще, чем депрессивное состояние и ощущение полного одиночества. Суть в том, что дитя не знает, что его ждёт дальше, он вообще не понимает, что происходит, почему его семья разрушается. Именно поэтому лучше всего преподносить развод максимально лояльно, не устраивать показных истерик и скандалов, стараться не травмировать детскую психику. Рекомендуется обратиться к высококвалифицированному психологу.
  3. Чувство вины. Такая реакция присуща детям от 3 до 8 лет, они думают, что член семьи ушёл из-за их плохого поведения. Нужно в обязательном порядке объяснить малышу, что он ни в чём не виноват, всё будет хорошо.
  4. Обида, одиночество. Для того чтобы избежать подобного, нужно не зацикливаться на своих проблемах, а пытаться поддержать сына или дочь.

После развода жизнь продолжается. Лучше отнестись к нему как к временной трудности, которая обязательно будет преодолена.