Ребенок 2 4 года

admin
01.11.2019 0 Comment

Поздравления с днем рождения 4 года девочке

Сегодня маленькой принцессе
Четыре годика уже!
Пусть будет жизнь ее чудесной
Пусть позитив живет в душе,
Подарков много и сюрпризов,
Улыбок, радости, добра
И пусть сегодня все осуществится,
От счастья пусть кружится голова!

Платьице и бантики —
Чудо — да и только
Шелест слышен фантиков
В пальчиках девчонки.
Ей четыре годика —
День её рождения —
Именно поэтому
Скажем поздравления:
С праздником, девчоночка,
С праздником, малышка,
Яркой будь, как звёздочка,
Милой, как зайчишка.
Будь весёлой, радостной,
Улыбайся, смейся,
Пусть волшебным, сладостным
Будет твоё детство!

Самую красивую девчонку поздравляю с 4-летием. Желаю маленькой принцессе сказочной жизни с волшебной палочкой, хрустальными туфельками, прекрасной каретой, веселыми танцами, добрыми друзьями и красивым принцем. Пусть каждый твой день будет счастливым и радостным, пусть будет много у тебя друзей хороших и интересных увлечений. Будь здоровой и самой любимой девочкой.

Тебе четыре годика,
И ты уже большая.
И много-много солнышка
Тебе я пожелаю!
И много сказок добрых,
Чудес и волшебства,
Чтоб ты всегда веселой
И радостной была!

Малышке вот уже четыре,
Как быстро времечко летит,
Желаем крошке мы любимой
Счастливой самой в мире быть!
Ее сердечко счастьем, светом,
Пусть озаряется всегда,
Пусть слез, невзгод душа не знает,
Любимой будет навсегда!
Глаза сияют ярко-ярко,
Лучится смехом заводным,
Пусть будет все, что пожелает,
Пусть будут светлыми все дни!

4 года вашей девочке чудесной,
Она, как солнца лучик радостный у вас,
И голосок ее звенит веселой песней,
И наполняет она счастьем каждый час.
Наш поздравок вручаем, радуемся с вами,
Пускай принцесса ваша умницей растет,
Пусть расцветает дивно девочка с годами,
Пусть только радость вам дочурка принесет!

Я малышку, чудо-фею,
Поздравляю с днем рождения,
И желаю, без сомнения,
Всех желаний исполнения!
Ты расти на радость маме,
Будь красивой самой-самой,
Будь счастливой и веселой,
Крепкой, доброй и здоровой!

Поздравляем нашу чудесную, замечательную малышку с четвертым днем рождения! Желаем тебе всегда возвышенного настроения и яркого солнышка. Пускай волшебники, всегда исполняют твои желания, а крохотные феи приносят тебе сказочные, добрые сны. Пускай у тебя всегда будет много разных игрушек, много веселых друзей и таких же очаровательных подружек. Никогда не плачь, слушайся родителей и будь настоящей умницей.

Ласковое солнце
На небе улыбается.
Тебе 4 годика
Сегодня исполняется.
Радостью пусть светятся
Твои глазки ясные.
Нет тебя милее,
Нет тебя прекрасней.
С днем тебя рождения,
Милый, светлый лучик.
Над тобою, девочка,
Разгоню все тучи.
Чтоб росла здоровою,
Умной и красивою,
Чтоб смеялась чаще ты
И была счастливою.

Девочка большая — ей четыре года.
А глаза как искорки! Ясно так горят.
Пусть в судьбе ждет только ясная погода,
Небеса от бед всех пусть ее хранят.
Пусть же вам на радость дочка расцветает,
Умной, доброй будет и красивей всех.
Пусть ее удача любит и ласкает,
Впереди пусть в жизни ждет ее успех!

Есть ли обязательный стандарт?

Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.

Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.

Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты — настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыша интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.

Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией. Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.

Постарайтесь, чтобы развивашки не ограничивали естественных познавательных стремлений подрастающего ребенка и не равнялась с программой в школе. Если малышу в первом классе будет скучно на уроке, это убьет интерес к учебе и дальше начнутся проблемы с успеваемостью.

Мышление, память и внимание

В 4 года ребенок обычно уже ходит в детский сад либо начинает обучение в развивающей школе. С этого момента нужно готовить малыша к самостоятельности в поступках и решениях.

Мышление, внимание и память четырехлетки:

  • малыш должен хорошо ориентироваться в привычном ему пространстве, знать дорогу домой по ранее пройденному маршруту;
  • может концентрировать свое внимание в течение 7 минут, не отвлекаясь на посторонние дела;
  • помнит свое полное ФИО, имена родителей и адрес;
  • запоминает события, которые произошли с ним в ближайшее время, может пересказать наиболее запоминающиеся моменты;
  • работая с картинками, быстро находит черты сходства и различия, определяет, к какой группе относятся те или иные предметы;
  • способен составить небольшой рассказ на основе одной картинки или их ряда;
  • собирает пазлы из крупных деталей;
  • определяет, где находится лево, право, верх, низ, спереди, сзади;
  • быстро учит несложные четверостишья, считалки;
  • запоминает название и сюжетную линию рассказа, сказки или песни и может вспомнить их и пересказать, посмотрев на иллюстрацию;
  • повторяет несложную комбинацию движений во время зарядки или танца;
  • воспроизводит наизусть простую цепочку слов и может восстановить порядок расположения элементов в пирамидке;
  • собирает блочный конструктор по заданной схеме или рисунку.

Физическое развитие

С трех лет внешность малыша преображается, он заметно «взрослеет», укрепляется его мышечная система. В 4 года ребенок много движется, однако отдавать его в секцию, как правило, еще рано. Большинство спортивных кружков принимают малышей с 5 лет. Физические упражнения должны быть направлены на общее укрепление.

Физическое формирование малыша в 4 года:

  • в этом возрасте ребенок подвижен, он быстро бегает и хорошо прыгает в высоту и длину;
  • забирается по шведской лестнице вверх и без страха спускается;
  • ловит мяч двумя руками и кидает в цель;
  • с помощью взрослых подтягивается на перекладине;
  • преодолевает несложную полосу препятствий (забирается на горку, проползает через тоннель, перепрыгивает «овраги» и т.д.);
  • низко нагибается вниз из положения стоя и вперед — сидя.

Очень важно обучать ребенка этого возраста разнообразным активным играм (футболу, лапте, «выжигале» и т.д.) и приобщать к новым видам спорта (лыжам, конькам, бегу, плаванию, борьбе, легкой атлетике и т.д.). Это важно не только для показателей здоровья, выносливости, силы и гибкости его тела. Подобные занятия отлично развивают его внимание, мышление, вырабатывают полезные привычки, в целом положительно влияют на становление личности.

Давно замечено, что физически активные дети, владеющие разнообразными двигательными навыками, занимающиеся одним или несколькими видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Они лучше учатся и быстрее осваивают школьную программу, быстрее адаптируются к новым условиям.

Развитие речи

Речевой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако некоторые звуки могут еще даваться с трудом. До пяти лет обращение к логопеду не обязательно, но важно заниматься профилактикой проблем со звукопроизношением с помощью артикуляционной гимнастики.

Речевое развитие 4-летнего малыша:

  • ребенок хорошо произносит все звуки (небольшие затруднения при произношении шипящих и буквы «р» еще приемлемы);
  • корректно отвечает на вопросы;
  • может придумать рассказ из нескольких предложений;
  • распознает интонацию в разговоре со взрослыми, способен сам изменять интонацию, с которой говорит;
  • не путает мужской и женский род;
  • использует большое количество новых слов, постоянно привносит в свой лексикон новые слова и обороты;
  • строит в разговоре сложные синтаксические конструкции;
  • различает единственное и множественное число;
  • правильно употребляет род, число и падеж, подбирая окончания слов;
  • использует в общении все части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.);
  • легко подбирает различные прилагательные в описании предмета.

Очень важно, чтобы малыш в этом возрасте мог активно общаться не только со своей семьей, но и с другими взрослыми и детьми. В случае если он все еще не говорит (или его понимают только его близкие), родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. Развитие ребенка в целом будет тем успешнее, чем раньше он научится свободно выражать свои мысли.

В этом возрасте дошкольник уже способен отличить родную речь от иностранной, поэтому можно начинать изучение английского или другого языка.

Мелка моторика

Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:

  • он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
  • нанизывает разновеликие бусины на нить;
  • способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
  • старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
  • обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
  • разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
  • может использовать трафарет;
  • лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
  • ровно вырезает ножницами по заданному контуру.

В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.

В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.

Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Знания об окружающем мире

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

Совет
Задача родителей — раскрывать в ребенке его качества, заложенные природой. Если у мальчиков это: упорство, сила воли, лидерские качества, то у девочек это: мягкость, очарование, заботливость, аккуратность и т.д.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша. Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период.

Текст

Физическое, умственное и речевое развитие четырехлетнего ребенка

Развитие четырехлетнего ребенка

Не зная, как развить ребенка в 4 года, многие мамы и папы изучают специальную литературу и посещают определенные занятия, забывая о том, что в этом возрасте все, что необходимо – это проводить с ним больше времени за чтением, игрой и изучением новых слов.

Полностью здоровый ребенок в возрасте 4 лет еще многого не умеет и не знает, но полностью готов к обретению этих знаний.

Некоторые четырехлетние дети, с которыми родители занимаются регулярно, превосходят по своему умственному, физическому и речевому развитию тех, кто уже учится в 1 классе.

Физические особенности

Средний рост девочек и мальчиков в возрасте 4 лет, составляет 99–100 сантиметров, вес от 14 и до 20 килограмм. За год ребенок вырастает не менее чем на 5 сантиметров, прибавив в весе 1.5–2 килограмма (отклонения от нормы в большинстве случаев связаны с индивидуальными особенностями развития и наследственностью).

Тело четырехлетнего ребенка не такое хрупкое, как у малышей 2–3 лет, но все еще довольно гибкое, потому любые силовые нагрузки в этот период противопоказаны.

Особое внимание родители обязаны уделять осанке и походке малыша. Он должен сидеть прямо, спать на матрасе средней мягкости.

Из-за смещения центра тяжести, изменения пропорций и активного роста ребенок может похудеть. Беспокоиться по этому поводу не стоит. Если малыш питается не реже 4–5 раз за день, то незначительное похудение не должно волновать.

Если ребенок в садик не ходит, то в 4 года он перестанет ложиться спать в обеденное время. Это также нормально, поскольку к режиму он не привык, а значит, и приучать его в этом возрасте поздно и нет необходимости (в школе дети, как правило, не спят в обед).

Навыки и умения

О физическом здоровье малыша нужно судить не только по количеству съеденной пищи и скорости его роста, но и на основании его умения:

  • бегать, прыгать и кувыркаться, не теряя равновесия и ориентации в пространстве (максимальная дистанция, которую дети этого возраста могут преодолеть без вреда для организма – 50–100 метров);
  • подыматься и ходить на цыпочках;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге;
  • рисовать простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг);
  • изображать лица людей и силуэты животных;
  • правильно использовать столовые приборы;
  • красиво кушать;
  • ухаживать за собой (малыши этого возраста самостоятельно моют руки и лицо, чистят зубы);
  • одеваться и раздеваться без помощи взрослых (исключением является необходимость завязывания шнурков и застегивания сложных крючков);
  • висеть на канате, лазать по шведской стенке;
  • обращаться с кубиками, пазлами и конструктором;
  • управлять трехколесным велосипедом.

Дети 4 лет хорошо бегают, падения случаются у них редко. В достаточной мере владея собственным телом, они начинают уворачиваться от догоняющего их человека.

Важно! Если четырехлетний ребенок каким-либо из перечисленных навыков не владеет (плохо прыгает и медленно бегает) его можно потренировать. Значительно отстающего в физическом развитии ребенка (небольшой вес, отсутствие прибавления в росте) необходимо показать врачу.

Интеллектуальное развитие ребенка

К поведению и интеллектуальному развитию ребенка, достигшего 4 лет, предъявляют больше требований, чем к малышам меньшего возраста. В 4 года дети считаются младшими дошкольниками и нуждаются в особом внимании со стороны родителей, психологов и педагогов.

С целью определения уровня интеллектуального развития детей разработан специальный перечень умений и навыков, согласно которому малыши рассматриваемого возраста обязаны:

  • называть свое полное имя, знать, как зовут родителей и ближайших родственников;
  • знать, где именно они живут (улица, дом, номер квартиры);
  • понимать, что означают простые слова, такие как транспорт, посуда, игрушка, животное;
  • называть известные им профессии, перечислять животных, предметы обихода;
  • считать до 10;
  • различать право и лево, верх и низ;
  • определять количество вещей (если на полу лежит 1 машинка, а на кровати 4, то ребенок должен назвать место, где игрушек больше всего);
  • уметь пересказывать услышанные от взрослых истории;
  • владеть фломастерами, красками и карандашами, раскрашивать картинки, не выходя за границы рисунка;
  • знать, как собрать пирамиду;
  • Как развивать ребенка?

    продевать нить в бусинки;

  • отличать широкие предметы от узких, а длинные от коротких;
  • понимать, что изменение погодных явлений связано с временами года;
  • различать день и ночь;
  • уверенно разговаривать со сверстниками;
  • называть цвета;
  • детально описывать игрушки или картинки.

Легче всего выявить степень интеллектуального развития ребенка в детском саду, где с ним ежедневно занимаются различными видами деятельности, в большинстве своем игровой, а также имеется соответствующее окружение.

Понять, не отстает ли малыш от одногодков, дома сложнее, но все же возможно. При помощи, специальных занятий и игр, суть которых изложена ниже, родители могут самостоятельно понять нуждаются ли дети в дополнительной помощи со стороны взрослых.

Важно! Четыре года – это время, когда еще можно что-то исправить и подкорректировать. Как только ребенок пойдет в школу, научить его тому, что он не усвоил ранее, будет непросто.

Правильная речь, какая она?

Психологи и логопеды утверждают, что четырехлетний ребенок должен знать не менее 3 тыс. слов. Естественно, что точный подсчет никто не ведет, но понять, что ребенок разговаривает недостаточно хорошо можно и без этого.

Главный признак – отсутствие способности к составлению сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок должен уметь не просто слушать, но и правильно пересказывать услышанные сказки, мультики, стихи. Особое внимание придается эмоциональной составляющей пересказа.

Если малыш старается изобразить речь и интонацию рассказчика со 100% точностью, это очень хорошо. Чем больше сходства в пересказе с первоисточником, тем лучше поставлена речь малыша.

Обратите внимание! Если ребенок хорошо и быстро говорит, но недостаточно четко произносит отдельные звуки или заменяет одни буквы другими, стоит насторожиться и задумать о необходимости посещения логопеда. Детям, у которых возникают проблемы с произношением букв «с», «ш», «р» и «л» нужен целый комплекс занятий. В противном случае у них могут возникнуть трудности с подготовкой к школе.

Отклонением от нормы считаются:

  1. Неправильно произнесенные слова, звуки, замена букв. Коррекция речевых ошибок производится в игровой форме. В 4 года исправить речь легче, чем спустя 2–3 года.
  2. Невозможность выразиться из-за бедного словарного запаса. В 4 года ребенок перестает придумывать слова, для выражения собственных мыслей ему достаточно тех слов, что он уже знает. Если же малыш вместо имен мамы и папы произносит одному ему понятные фразы и слова, упорно не желая говорить ясным языком, необходимо задуматься о поиске решения этой проблемы.

Четырехлетние дети чрезвычайно болтливы. Отсутствие желания разговаривать и постоянное молчание – это еще не признак речевой патологии, возможно, что ребенок просто стесняется или боится. Если он безмолвствует не только на людях, но и дома, нужно посетить педиатра.

Причиной молчания могут быть как задержка в развитии, так и проблемы со слухом. Малыш просто не слышит большей части слов, сказанных окружающими, но не говорит об этом, из-за боязни огорчить родителей или показаться странным.

Важно! Любые незначительные отклонения в умственном, физическом или речевом развитии ребенка можно исправить самостоятельно. Для этого достаточно регулярно заниматься с малышом, читать ему книги, смотреть любимые мультики, играть.

Занятия с ребенком в 4 года

Если ребенок ходит в детский сад, то развитие его в большинстве случаев зависит от наличия хороших воспитателей. С малышами, не посещающими дошкольные заведения, должны заниматься родители.

При этом необходимо не просто придумывать ребенку занятия для самостоятельного его времяпрепровождения, а активно включаться в игру вместе с ним. Только в этом случае возможно достижение положительных результатов.

Бегаем, прыгаем, кувыркаемся!

Физическое развитие ребенка

Физическому развитию ребенка нужно уделять внимание ежедневно. Уже с 2 лет с ним можно заниматься зарядкой, в 4 года малыш должен знать минимум упражнений для разминки, стремиться к более подвижному образу жизни. Начинать утренние упражнения стоит со сгибания рук и ног, поворотов и приседаний. Делать это можно под музыку из любимых детских песенок.

Если есть такая возможность, то утром стоит выйти с ребенком на прогулку или небольшую пробежку. Зарядка делает малыша более дисциплинированным, укрепляет его иммунную систему, приучает к порядку во всем, в том числе и в отношении к собственному здоровью.

Если ребенок проявляет интерес к какому-либо виду спорта, то с 4 лет его можно записать в спортивную секцию или на танцы. Для физического развития ему необходимо постоянно контактировать со сверстниками. Детей нужно водить на детские площадки, аттракционы, заниматься с ним лепкой из теста и пластилина, рисованием. Такие занятия помогут укрепить мышцы руки и подготовят ее к письму.

Для развития мелкой моторики необходимо собирать конструкторы и пазлы. Чтобы придать малышу большей уверенности в своих физических возможностях можно попросить его ходить по нарисованной на асфальте ровной линии. Чем чаще он это будет делать, тем уверенней станут его движения. Постепенно линию можно заменить бревном или доской.

Если ребенок склонен к полноте, но бегать не любит, целесообразно завести собаку, совместные прогулки с которой будут вынуждать его к совершению большего количества движений, чем обычно.

К активным видам деятельности, которыми можно заниматься постоянно, относят также и уборку игрушек, раскладывание их по заранее отведенным для этого местам. Четырехлетний ребенок может начать помогать по дому – вытирать пыль, убирать посуду, поливать цветы. Приветствуются любые активные виды отдыха – плавание, игра в футбол.

Вырабатываем усидчивость, концентрируем внимание, учимся считать, читать и писать

Кроха кажется еще очень маленьким, но всего через 2–3 года ему идти в школу. Чтобы уроки не стали для ребенка наказанием, необходимо уже с этого времени приучать его к концентрации внимания. Наиболее усидчивыми являются дети, с младенческих лет приученные к тому, что родители рассказывают им сказки и читают книги. Такие дети хорошо запоминают и быстрее усваивают новые навыки, что позволяет им лучше учиться в школе.

Стремление детей к постоянному получению новой информации нужно использовать в полной мере. Так, в процессе ежедневной утренней прогулки можно попросить ребенка пересказать услышанную вечером сказку, стараясь не исправлять допущенные им ошибки в сюжете, но и не допускать откровенного вранья.

Подготовительные группы в детском саду

Учить буквы и цифры, сидя за партой скучно и в ряде случаев малоэффективно. Гораздо интересней делать это опять же в ходе прогулки. Дети охотно считают птиц и кошек, деревья, дома, мимо которых они проходят.

Гуляя, можно учиться также чтению и распознаванию цветов. Помочь в изучении богатства цветовой гаммы могут ассоциации. К примеру, при выборе из множества цветов «голубого», ребенок вспомнит, что это цвет неба, и примет правильное решение.

Обучать алфавиту можно, изучая рекламные вывески. Яркие надписи привлекают внимание многих детей, заставлять малыша учить буквы и складывать их в слова для обретения возможности самостоятельного прочтения того, что написано на щите, не придется.

Изучив с ребенком буквы в устной форме можно приступать к их написанию. Облегчить задачу способны специальные прописи, предназначенные для конкретного возраста. Если родитель подобных педагогических навыков в себе не обнаруживает, то малыша можно отдать в специальную подготовительную школу.

В детском саду существуют подготовительные группы, но в них попадают дети старшего возраста. Занятия в подготовительной группе, школе или дома с мамой должны развить творческое и логическое мышление, избавить его от чувства стеснения.

В 4 года малыш должен понимать важность приветствия при встрече и прощания при уходе. Стоит постоянно напоминать ему о таких словах, как, «здравствуйте», «до свидания», «добрый вечер», «доброе утро».

Важно! С ребенком нужно много разговаривать. Если малыш стремится в очередной раз пересказать свою любимую сказку, не стоит останавливать его. С каждым разом он будет делать это лучше и лучше, и в конечном итоге, сможет запомнить истории с большим числом персонажей. Хорошей тренировкой для ума станет изучение стихотворений, пословиц и поговорок.

Чтобы научить ребенка правильно говорить, не нужно выделять для этого времени. Достаточно общаться с малышом на понятные ему темы, стараясь концентрировать внимание на правильном произношении звуков и букв. Так, при чтении сказки нужно четко проговаривать все буквы, читать медленно с интонацией, неоднократно повторяя непонятные малышу слова.

Проблемные фразы можно попросить воспроизвести. Специально заставлять делать это не нужно.

Правильно разговаривать дети должны учиться в игровой форме. Помочь в этом могут книги с картинками или отдельные карточки с изображениями слов, которые вызывают затруднения в произношении. Показывая малышку карточку с изображением руки, произносят слово «рука» и концентрируют его внимание на звуке «р», после чего просят повторить сказанное с максимальной точностью. Таких карточек должно быть несколько, использовать их можно в любой ситуации – готовя ужин на кухне, прогуливаясь по городу или добираясь из садика домой на общественном транспорте.

Важно! Пытаясь сформировать правильную речь у ребенка, следует забыть о таких паразитических словах, как «че», «тута», «нету». Если слова-паразиты услышаны от незнакомого человека на улице, необходимо указать ребенку на то, что взрослый ошибся, поскольку в детстве не уделял должного внимания тому, что ему говорили родители.

Не нужно расстраиваться, если ребенок не хочет играть или запоминать слова в определенное время. Вполне вероятно, что он чем-то расстроен или же готов предложить более интересное занятие.

Многие родители склонны преуменьшать обнаруженные ими недостатки в процессе воспитания. Чтобы чрезмерно медленное развитие умственных и физических способностей ребенка не стало неприятным сюрпризом при поступлении в школу, необходимо регулярно показывать его кардиологу, офтальмологу, хирургу, отоларингологу, психиатру и логопеду. В 4 года еще есть время все исправить.

Игровые методы развития ребенка смотрите в следующем видео:

Чему важно уделить внимание?

Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.

Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.

  • Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
  • Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
  • Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
  • Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
  • Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
  • Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
  • Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
  • Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
  • Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
  • В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.

Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.

Активное движение

Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:

  • «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
  • Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
  • Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
  • Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
  • Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
  • Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.

Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.

Игры для юных исследователей

Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:

  • Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
  • Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
  • Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
  • Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
  • Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
  • Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
  • Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
  • Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.

Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.

Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.

Когда мама занята

Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:

  • приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
  • пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
  • когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
  • во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
  • можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
  • почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
  • можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).

Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.

Текст